Довольно давно я планировала съездить в Торжок, но постоянно что-то мешало: начиная от довольно приличного расстояния от Москвы, заканчивая вечно стоящей в пробках Ленинградки. Но долгожданной поездки суждено было состояться, и мы с Ниной решили поехать в Торжок хотя бы на один день.

Торжок — небольшой город в Тверской области, история которого насчитывает 1000 лет. Для туристов он интересен прежде всего тем, что там сохранился целостных архитектурно-природный ландшафт с множеством городских и духовных построек в стиле классицизм. И пусть многие здания и церкви неотреставрированы, кое-где осыпалась штукатурка, Торжок остается притягательным для однодневной поездки благодаря своей неповторимой атмосфере уездного города 19-го века (а при фантазии и подготовке — к двухдневной). Добавьте к этому пейзажи, которые открываются с берегов Тверцы, притока Волги, интересные музеи (например, музей при Торжокском золотошвейном училище) и вы поймете людей, влюбленных в Торжок. Кроме того, в Торжке периодически проводятся различные туристические мероприятия, например, реконструкции исторических событий в восстановленном Кремле..

Планируя поездку, мы решили встать пораньше, в 6 утра. Несмотря на то, что это была суббота, мы выехали в 6-30 и довольно бордо и без пробок доехали до Торжка к 9-30 утра. Торжок встретил проливным дождем, поэтому маршрут было решено начать с посещения музея фабрики «Торжокские золотошвеи», расположенного в самом начале города (Калининское шоссе, 12).

Музей фабрики «Торжокские золотошвеи»

Топчась на крыльце без крыши, мы прильнули носом к стеклянным дверям, за которыми, цокая каблучками, ходили женщины, никак не хотевшие открывать дверь. Сжавшись над нами, они сказали, что мы ломимся в магазин, а музей находится за углом. К счастью, музей был открыт с 9 утра, экскурсионные группы еще не успели доехать до этого места, поэтому мы спокойно вошли внутрь.

Мы любим ходить по таким специфическим музеям с экскурсоводом, потому что, не разбираясь в вышивке, сложно понять все то, что хотели донести до посетителей создатели музея. Заплатив 200 рублей за экскурсию и еще около 400 рублей за посещение нашей компании и фотосъемку, мы оказались в первом зале. О музее подробно я рассказывала в отдельном отзыве (ссылка ). Нам понравился небольшой музей, наверное, во многом благодаря экскурсоводу, которая смогла впечатлить нас искусством золотого шитья, вложив в рассказ тепло и частичку души.

После музея мы вернулись к тем самым стеклянным дверям, за которыми скрывается магазин от фабрики. Внутри толпились многочисленные женщины из экскурсионного автобуса, которые облепили прилавок и просили показать им то тот, то этот шарфик. Сумки на открытых полках тоже не стояли без внимания, их то и дело хватали дамские ручки. Помимо этого ассортимент включал в себя блокноты, картины, сувениры — все расшитое золотыми нитями. Цены на все довольно высокие, потому что такие вещи не могут стоить дешево — это же не китайский магнитик с фотографий Торжка. Красивые платки стоят около 10 000 руб, а стоимость некоторых картин превышает миллион рублей! Сумочку или кошелек можно купить и за 2000, и за 10 000.

На мой вкус золотое шитье пускай остается искусством, которое более уместно смотрится во дворцах и церквях, поэтому себе я ничего не купила.

Музей Дом Пояса и смотровая площадка

Продолжить экскурсию по Торжку мы решили на улице Дзержинского, а именно на смотровой площадке и в музее Дом Пояса. До поездки мы прочитали в путеводители о том, что данный музей является единственным в России музеем Пояса, но отнеслись сначала к этому скептично. Сразу вспомнились многочисленные музеи Переславля-Залесского: денег, чайников, утюгов и т.д и т.п. Мне представлялись полки, на которых выложены многочисленные цветастые пояса, собранные со всех бабушкиных шкафов Торжка и окрестных деревень. Однако, все оказалось совсем не так.

В музее золотого шитья мы увидели фотографии, на которых внутри огромного пояса происходит передача олимпийского огня перед играми в Сочи. Экскурсовод рассказала, что этот пояс вышивали 2 года местные мастерицы, потом его освятили в церкви. На двенадцатиметровом поясе вышита молитва КАКАЯ, а внутри него защитные молитвенные слова. Пояс занимает целую комнату, около него надо проделать ритуал, а также можно загадать желание. Подробнее об этом музее читайте наш отзыв здесь.

Рядом с Музеем пояса находится музей Пушкина (ул. Дзержинского, 71), который в этом раз мы решили пропустить. Пушкин не раз бывал в Торжке, поэтому экспозиция музея посвящена поездкам поэта из Москвы в Санкт-Петербург, его остановкам в Торжке, выставлены дорожные карты того времени и другие предметы. Экскурсовод рассказывает также о том, как эти места отражены в творчестве поэта. Все это интересно, я уверена, что в музее нам рассказали бы много нового, но в этот день нам все же хотелось познакомиться с городом, узнать, чем он живет, в чем его особенности.

Музей А.С. Пушкина Музей А.С. Пушкина

Музей А.С. Пушкина

Пройдя через несколько магазинов с сувенирами, мы, наконец, вышли на смотровую площадку, расположенную на берегу реки. Найти площадку легко — надо зайти за здания музеев.

И вот он, Торжок! Извилистая река, крутые берега, покрытые пышной зеленью...мосты, купола храмов. Это такой, с одной стороны, родной пейзаж и такой новый, что хочется долго-долго сидеть на берегу и смотреть в даль.

Было видно, что данную смотровую площадку облюбовали свадебные кортежи, о чем говорили замочки и другая свадебная атрибутика. И, видимо, новоторки (так называют местных жителей Торжка) так любят фотографироваться, что железную карету даже бронируют.

Прогулка по Торжку по Красной горке и обратно

А мы двигаемся дальше по улице Дзержинского в самый центр Торжка — до пересечения с улицами Красная горка и Степана Разина.
Площадь между этими улицами весьма колоритная, да и выбор маршрутов от нее приличный. Я расскажу, как прогулялись мы, а потом то, как я бы сделала в следующий раз.

Мы направились вниз по улице Красная Горка (бывшая Ильинская) к набережной реки Тверцы. В начале улицы стоит высокая Ильинская церковь. Церковь была построена в 1822 году, В 1929 году как и многие церкви была закрыта, а в 2005 году была возвращена РПЦ.
Сама улица выглядит так, как будто мы и не в городе совсем.

Ильинская церковь Ильинская церковь

Ильинская церковь

Одной из достопримечательностей красной горки является Путевой дворец, внешне очень скромный.
Через несколько минут мы уже были на Тверецкой набережной, около пешеходного моста. Данный мост так же облюбовали свадьбы, он весь увешан замками разного калибра.

Виды на Торжок с моста открываются самые открыточные. Интересные фасады домов, смотрящих на реку не так часто можно встретить в маленьком городке России.

Перебравшись на другую сторону Тверцы, мы оказались на Площади 9 января (или другие названия Красная, Торговая). Это довольно большая площадка, по периметру которой расположены довольно административные здания 19-го века. Кроме этого, по ту сторону моста расположилась Часовня Животворящего креста, построенная в стиле классицизма.

Часовня Животворящего креста Часовня Животворящего креста

Часовня Животворящего креста

Рядом с ней расположился памятник известному архитектору Львову.

Немного покружив на площади, мы отправились по Новгородской набережной, вдоль реки Тверцы. Мы шли и любовались восстановленными зданиями на Тверецкой набережной, по другую сторону реки. Здания на ней были отреставрированны, а часть набережной и вовсе была закрыта, видимо из-за частных владений.

Набережная Тверцы Набережная Тверцы

Набережная Тверцы

Наше внимание привлек вид Борисоглебского монастыря. Если честно, я даже сначала подумала, что это такая особенная церковь, собранная из различных элементов разных стилей. И только потом я поняла, что это ансамбль монастыря, который за счет перспективы издали, собирается в единое целое. Первый раз видела такое! Пожалуй, для меня это стало самым ярким впечатлением от Торжка.
Забыв обо всем на свете, мы пошли вдоль реки к монастырю. Здесь можно найти ракурсы для красивых фотографий, особенно мне нравится вид с петляющей рекой.

Перейдя дорогу, мы очутились около очередного шедевра Торжка — Спасо-Преображенского собора, построенного по проекту известного архитектора К.Росси. ныне собор не действует.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Однако, через какое-то время мы уперлись в тупик, дальше шли частные владения. Все дело в том, что надо было идти по самой набережной, а мы двигались по параллельной тропинке. Признаю, плохо подготовились к поездке, потому что собрались спонтанно. Ну зато увидели несколько симпатичных усадеб прошлых веков.

Вернувшись немного назад, мы перешли реку по еще одному мосту, продолжая восхищаться монастырем издалека, и направились вверх, к началу нашего маршрута. Нас снова вела улица Красная горка, которая очень хитро проложена по Торжку.
По пути нам то тут то там встречались заброшенные церкви. В самом начале улицы Степана Разина мы увидели Крестовоздвиженскую церквь (1750-1753гг), церковь сегодня пустует.

Поднимаясь круто в горку, мы опять увидели маковки церквей и повернули с нашего маршрута. Оказалось, что мы попали на территорию бывшего Воскресенского девичьего монастыря (ул. Красный городок). Монастырь имеет древнюю историю, ведь первые упоминания о нем относятся к 1625 году. В 30-х годах прошлого века был закрыт. Надо отметить, что монахини именно этого монастыря положили начало промыслу золотого шитья, благодаря которому Торжок известен по всей России.

Сейчас на одном из соборов висит табличка «ИП», в путеводителе также указано, что на территории находится швейная фабрика. А заводские трубы, торчащие из стен церкви вводят в абсолютное недоумение — как так можно? Кому пришло в голову превратить церковь в завод?
Между тем, постройки монастыря смело можно назвать памятниками архитектуры и истории. Ведь Воскресенский собор был построен аж в 1796 году, а колокольня при нем и того раньше- в 1766. Здесь, на пустынной и заброшенной территории мы провели довольно много времени, восхищаясь мастерству зодчих и одновременно ужасаясь современному состоянию великолепного ансамбля.

Далее, мы вышли на улицу Степана Разина и перед нами открылся совершенно другой Торжок. Если на реку смотрят фасады вполне себе европейских домов, то за ними скромно спрятались старинные усадьбы, деревянные подворья. Многие дома заброшены, окна заколочены, а внутри них полная разруха. Вот идем мы по туннелю, образованному деревьями, и удивляемся, как могут соседствовать полностью заброшенные усадьбы, деревянные дома и тут же красоваться ухоженные домики? В одном из дворов была открыта калитка, поэтому мы туда заглянули.
«Да здесь же можно смело снимать „Свадьбу в Малиновке“!», — воскликнула Нинина мама.
И вправду, за открытой калиткой оказался огромный двор, вокруг которого стояли повидавшие жизнь дома, хозяйственные постройки. Дети гоняли мяч, мужчины косили траву — вот такая вот деревня внутри города.

Мы и сами не заметили, как снова оказались в начальной точке маршрута. Что ж, едем в Борисоглебский монастырь!
В другой раз я бы составила маршрут вот так. Пешком он не занял бы более четырех часов, поэтому осилить его может практически любой.

Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский мужской монастырь (ул. Старицкая, д.7) является одной из главных построек в Торжке. Основан монастырь был в XI веке, но большинство построек монастыря относится к 17-19 векам.

Около входа в монастырь мы увидели гигантскую гору из бревен.

Борисоглебский мужской монастырь Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский мужской монастырь

Как мы не стремились сюда, нас ждало небольшое разочарование. Шикарный Борисоглебский собор (1785-1796), построенный по проекту архитектора А.Н.Львова, закрыт, не действует. Собор впечатляет своими размерами, это по истине столичный масштаб! Говорят, что сама Екатерина 2 постучала серебряным молоточком по первому камню собора. Иконы для иконостаса расписывал сам Боровиковский. К сожалению, из 27 икон сохранилась только одна, и сегодня она находится в музее Твери. Подробнее о монастыре здесь .

Все постройки находятся в плачевном состоянии, единственно, что нам удалось посетить — это колокольню Церковь во имя Нерукотворного образа Всемилостливого Спаса. За небольшую плату можно было подняться на высоченную колокольню.

Колокольня Колокольня

Колокольня

На первом этаже мы увидели остатки красивейших фресок. Каково же было наше удивление, что поверх некоторых фресок кто-то нацарапал глупые надписи!

Чем выше мы поднимались по деревянной лестнице — тем открывались более роскошные виды.

А вот на самом верху нас ждало разочарование — так как купол колокольни находился на реставрации, то виды были немного испорчены лесами.
На территории монастыря есть только одна действующая церковь, но интерьер ее весьма скромен. Что ж, остается только надеется, что на восстановление этого великолепного комплекса будет выделено финансирование.

Далее, мы сели на машину и по Грузинской улице отправились к необычной деревянной церкви Вознесенской (Тихвинской церкви). Церковь находится на реставрации, верхняя часть ее была покрыта лесами. Вход внутрь совершенно бесплатный.

Вознесенская церковь Вознесенская церковь

Вознесенская церковь

Внутри есть необычный деревянный алтарь, а купол церкви раскрашен яркими красками в стиле северных храмов.

От Вознесенской церкви открывается очередной прекрасный вид на Тверцу.

Вид от Вознесенской церкви на Тверцу Вид от Вознесенской церкви на Тверцу

Вид от Вознесенской церкви на Тверцу

Так как поездка у нас была сильно ограничена по времени, то музеи в центре города мы пропустили, пообещав себе вернуться сюда вновь и окунуться в мир известных людей и правителей, о которых в Торжке осталась память.

Оставшееся время мы решили потратить на поездку в музей деревянного зодчества под открытым небом Василево (дер. Митино), расположенного на территории бывшей усадьбы дворян Львовых и не пожалели. Какой красивый там мост с гротом внутри! Да и деревянная пожарная станция встретится далеко не в каждом аналогичном музее. О музее я расскажу отдельно.

В музее деревянного зодчества Василево В музее деревянного зодчества Василево

В музее деревянного зодчества Василево

Впечатленные красотой и историей свой Родины, мы отправились в ресторан Гостиная при гостиничном комплексе Староямская (подробнее о гостинице Нас привлек интерьер в купеческом стиле и хорошие отзывы в интернете. Ресторан и гостинца внешне выглядят очень круто для провинциального города, а вот о самой кухне и обслуживание читайте в отдельном отзыве.
На этой ноте наше с Женей путешествие было завершено, оставалось только довезти Нину с мамой до Твери, где они планировали провести еще один день.
Около 9 вечера мы были уже дома, поэтому больше я не буду бояться расстояний более 200 км для одного дня — все реально. Главное получше готовиться к поездкам и вперед!