В начале октября в Крыму еще так тепло, что можно смело влезть в море. И в осеннем спальнике еще жарко. Зато топать от горы до горы одно удовольствие, ведь уже нет того капитального марева, которое здесь царит летом. Да и людей поменьше, у детей в разгаре первая четверть, а взрослые; как в детстве привыкли, так и бьются за право отдыхать летом. Так что тихо, спокойно в путь!

От Бахчисарая на автобусе до Холмовки не доехали метров триста. От поворота дорога прямая на Эски-Кермен километров пять с гаком. Там карьер рядом, да и в саму крепость люди приезжают, даже какой-то шалман есть, источников понатыкано, как мало где в Крыму – есть смысл и в хорошем подъезде. Очень нас порадовало, что на месте не было кассира, и оттого мы бодро полезли наверх. Северный подъем не пологий, ступенчатый (если брать ступеньку за 40-70 см), но вполне проходимый и не рисковый. Так что весело, с прибаутками взметнулись… и наткнулись на кассира с аппаратом. Коварный тип какой!

Поход Мангуп

Северная сторожевая башня с полпути наверх имеет индивидуально-эгоистическую тропинку. Но нам и без той башни было хорошо – двинулись на юг. «Старая крепость», а именно так переводится название этой возвышенности, в длину растянута где-то на километр; в самом широком месте – около170 метров. По форме Эски-Кермен напоминает стельку на правую ногу. Развалины базилики, около 350 пещер, укрепления, осадный колодец. Семь веком стояла эта укреплённая благодать и никому не мешала. Но в 1299 году пришли монголы под предводительством губернатора-белярикбека Ногая, и пропала крепость! А через 100 лет генерал-темник Эдигей совсем кирдык тут навёл, чтоб неповадно стало жить.

Разглядывая наведённый тут монгольский «порядок», отлакированный более современными варварами, а также любуясь пейзажами, мы продвигались к завершению экскурсии. Местные каменные ворота я видел как минимум в двух фильмах про чеченскую войну. А вот храмовый пещерный комплекс – впервые. Говорят в нём и резные фрески были, но где в Крыму обошлось без вандалов! Спуск довольно пологий, параллельными склонами. То есть толковая крепость – весь долгий путь врага наверх ему на голову можно кидать и лить какую-нибудь дрянь.

Зелёной туристической тропой потопали мы дальше – на Мангуп. Вёл нашу маленькую экспедицию самолично, по компасу и карте. Зеленый маршрут на ней начинался на Эски и уходил на восток. Кстати, карты в Крыму постоянно актуализируют, и они достаточно подробны. Брать надо! Скажем, идешь ты по оврагу: «А, балка какая-то!» Но карту достал – и язык сломал: «Фандыклы-Дере!» О как!

Так вот, идём мы вдоль ручья, который по Пятой балке от горы Шулдан-Кая притёк, любуемся осенним лесным многоцветьем… как вдруг сбоку как пошли сучки трещать да земля трястись – я подумал, что вепрь какой. И уже хотел на скалы Баллы-Коба без страховки корячиться. Как тут выходит стадо довольных беглых коров. Как оказалось, они с заснувшим пастухом в казаки-разбойники игрались. Противоборствующую сторону мы встретили на тропе верхом на мопеде километра через два. И предали рогатых. А что делать? Вдруг съест их кто!

Поход Крым

Дошли до села Залесное. И что-то там дорога как пошла петлять… а тут смотрю – та же трасса, но круто спуститься надо. «Пошли по сокращёнке!» Есть такой бедовый термин у туристов. Так вот там самый крутой спуск за всю дорогу был. Никогда так не ходите! От Залесного до Мангуп-Кале по карте – пара сантиметров, по указателю – метров 900, мы едва уложились в полтора километра. Ладно, когда просто завершаешь путь, а вот когда указатель обламывает – тяжко. Еще не стемнело, как поставил палатку, нашли родник, мусорку, туалет. Отыскались и сучки для варки чая. За стоянку с нас не взяли почему-то.

Лег рано, подорвался еще раньше – еще загулявшие парочки на машинах не разъехались. Лепота: внизу искусственное озеро, которое все называют, не парясь, тоже Мангуп, кругом горы, вверху звёзды. Хотел знакомым дамам разослать смс про то, что у меня теперь дом на берегу горного озера, но приём был слабенький совсем. Поутру для похода на гору к нам подъехала группа товарищей с Севастополя. Запихнули нашу снарягу ребятам в машину, позавтракали в местной чайхане. Ну и вверх на Отец-гору – Мангуп-Кале.

Можно долго спорить – сделала ли гору такой природа или постарались гуманоиды. Но сверху Мангуп напоминает отпечаток четырёхпалой рептилии. Вернее, будто она пыталась продавить земную кору из ядра, да так всё и засохло. Так вот пологие склоны, пригодные для подъёма, оказались меж пальцами. Поговаривают, что есть спуск и с пятки, через мужской монастырь. Будь я ящеркой – я бы и эту версию проверил, но комплекция не позволяет. Мы поднимались между первым пальцем, который звучит как Чамны-Бурун – «мыс с соснами», и вторым – Чуфут-Чеарган-Бурун, который переводится как «Мыс вызова иудеев». Далее идут Элли-Бурун, который означает Эллинский мыс, и Тешкли-Бурун – «мыс с дыркой». Вот мы и перезнакомились!

Поход Крым

Шли мы по Кожевенному оврагу – это затяжной, в нашем случае, подъем на250 метровдлинной больше километра. Весь облагорожен ступенями из подручного материала и скамейками из досок – не зря вход платный. Постепенно становится всё «чудесатее» – то над тропой склоняются обвитые плющом деревья, то вырастают заградительные стены, то появляется караимское кладбище. Между тем, наш отряд без потерь выползает наверх – на плато.

Тут везде таблички и даже маршрут следования. Чтобы всё изучить, мы обещаем Чамны-Буруну когда-нибудь пройти и по нему, и идём на восточную часть – с развалинами базилик, башен и оборонительных стен.90 гектарза пару часов не обскачешь, но постараться можно. В отличие от многих других городов, Мангуп пользовали вплоть до конца XVIII века. Кого тут только не было – сарматы, готы, хазаре, византийцы, османы, и, наконец, караимы. После в названиях и без крымско-татарской лингвистики не обошлось, и не без переводов. Словом, история у плато-крепости длинная, боевая и интересная. Обязательно почитайте.

Мы же прошлись до высочайшей точки в583 метра, пощелкали красоты с пятки и пошли на дырявый мыс, вход в который преграждает стена, тем самым образуя цитадель. Дырявым мыс назвали уже крымские татары – из крайней башни вывалились плиты, и получился сквозной грот. На Тешкли-Бурун интересней всего: и колодец, и всякие встроенные комнатки. Да и сама дырявая башня – Барабан-Коба – тоже сооружение интересное. Если шлёпнуть по средней колонне, то раздаётся гулкий звук. Я не рискнул – рука тяжёлая, а потом вылезай из-под завала.

Поход Крым

Первый спуск от Дырявого мыса – Воротный овраг – крут и труднопроходим. Прежние хозяева его просто перекрывали, чтобы никто не мучился. Поэтому спускались мы по Банному оврагу, уже в начале оного пройдя древние ворота. Спуск был короче, а значит круче. Я много раз возрадовался тому, что прихватил на испытание трекинговые палки. Не столько они помогают при подъёме, сколько сдерживают инерцию на спуске. Поэтому кои веки я шел в авангарде, присаживаясь для ожидания второй группы. Они не торопились, ведь своё первое восхождение сделал шестилетний Ванечка. И не скулил, не ныл!

В отличие от группы школьников, которые встретились нам почти на выходе. Шестиклассники, сопровождаемые суровой «классной», дружно уныло пели под немецкий марш Шостаковича: «Мы здесь подохнем! Все здесь подохнем!» Повеселили, короче. Перекусили в той же чайхане, и ребята подвезли нас до поворота на Каралезскую долину в том же Залесном. Дальше сами. Я поначалу и не понял, что группа камней – это Сфинксы Каралезской долины. Они же Гномы! Разглядеть в этих причудливых очертаниях можно что угодно, но придираться не стоит – их создавала природа. Остаётся включить фантазию, ведь скалы и правда причудливые.

Прошлепали еще километра три по той долине, оставалось ещё два, и тут… я не там свернул вправо. Дорога-то шла добротная, и кто ж знал, что её квадроциклы накатали! Сперва подумал, что слетела разметка трассы, которая преследовала нас от Мангупа в пределах видимости. Но благо – компас не навигатор, а я догадался посмотреть и высотную карту – должен был быть резкий спуск, а его не было! Далеко мы в этот Фындыклы-Дере не забрели. Кругом – и ать-два. И точно, разметку смотрел не я, а дорога не уходила влево, а чуть скашивала и возвращалась – кто такую мелочь станет отмечать! В общем, минут на сорок задержались. На остановке в Садовом были уже в сумерках – еще тепло, но темнеет-то как везде. А вскоре добрались и на базу – в Бахчисарай.

Поход Крым

Впрочем, уйди мы дальше в тот овраг – родники там были, запасов с собой было предостаточно, домик складной... А поутру тропа привела бы нас в Куйбышево или прошлись бы по Утюгу до Сюйреньской крепости. В Крыму вообще сложно заблудиться. Главное – не паниковать. Да и был у меня буферный день перед следующей дорогой – по Алешковским пескам. Но это была уже другая песня.