В первый же день в Пскове мы познакомились с гидом, которая провела нас по Кремлю, а потом предложила осуществить обзорную экскурсию по городу, включая окрестные монастыри: Мирожский и Снетогорский. В этой заметке речь пойдет о Снетогорском женском монастыре.
Сегодня Снетогорский женский монастырь является действующим. Настоятельница очень требовательная, поэтому как сказала гид, при посещении надо обязательно надеть косынку на голову, весьма желательна длинная юбка. Я до поездки понимала, что в Пскове в святых местах будет мало людей, поэтому каждый посетитель на виду, лучше подумать о соответствующем гардеробе заранее.
Путешествовали мы на машине, поэтому до Снетогорского монастыря доехали быстро. А пока за окном мелькали суровые пейзажи поздней северной осени, гид рассказывала о монастыре.
История Снетогорского монастыря
Точного года основания Снетогорского монастыря нет, но доподлинно известно, что в XIII веке он уже существовал. В летописях за 1299 год, есть упоминание об этом монастыре, когда на Псков напали немцы, они разорили Снетогорский монастырь и убили игумена Иосафа. Позже игумен Иосаф Снетогорский был причислен к лику святых великомучеников, его мощи и сегодня хранятся в Троицком Соборе. Некоторые исследователи предполагают, что именно он и стал основоположником монастыря.
Снетная гора, где расположен монастырь издревле считается отличным рыбным местом. Монахи занимались рыбным промыслом и продавали ее на торгах в Пскове.
Главной святыней монастыря является Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Построено это здание в 1311 году при игумене Иеве, а в 1313 он уже был расписан фресками. Снетогорский монастырь имел особый уклад, не похожий на другие монастыри. Так здесь существовало правило, по которому каждый монах вкладывал часть имущества в развитие монастыря, но затем получал доход со своей части. Этот вызывало неудовольствие среди высших духовных чинов, которые порицали монахов, ходивших в нарядах из дорогих, заморских тканей.
Монастырь был богатый, здесь любили останавливать важные персоны, которые проезжали через Псков или приезжали сюда по делам. Самой известной гостьей монастыря была Софья Палеолог – княжна Московская, мать великого князя Василия III и бабушка Ивана IV Грозного. Жизнь монастыря напрямую связана с жизнью Пскова. Так во время набегов немецких, польских или Ливонских войск, монахов мобилизировали, или же посылали рыть оборонительные укрепления для города, как это было во время Северной войны при Петре I.
В конце XVIII века монастырь упраздняют. Некоторое время здесь была архиерейская резиденция, затем артиллерийские и оружейные склады. В советское время здесь размещались детский санаторий и база отдыха. А во времена Второй мировой в монастыре расположился штаб группы «Север». В постсоветский период комплекс вновь передан в монастырское пользование и сегодня здесь женский монастырь.
Территория снетогорского монастыря
Мы оставили машину на парковке и зашли на территорию через Святые Ворота. Подчеркнутая парадность и торжественность говорят о стремлении усилить впечатление от входа в святую обитель. Эти ворота созданы по аналогии с воротами Мирожского монастыря, с которыми они перекликаются по устройству и декору.
Как уже говорилось центральным храмом и главной святыней монастыря является Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Первый храм был сожжен в 1299 году немцами, но на его месте построена каменная церковь, которую можно видеть и теперь.
Стоит отметить, что первоначально это был трехапсидный крестово-купольный храм по аналогии с храмом Мирожского монастыря. Псковские зодчие взяли за основу Свято-Преображенский храм этого монастыря, но не слепо его копировали. Так главы несколько меньше оригинал, а вот барабан выше и стройнее. Но позже в XV-XVI веках к основному зданию достроили нартекс. Это крытый притвор в западной стене храма, соединенный с основным строением тремя широкими проемами. В XVII веке достроен еще один притвор с папертью, покрытой зелеными изразцами. Часть этой отделки восстановлена уже в наше время.
Еще одной значимой постройкой монастырского комплекса является Трапезная, где расположена небольшая церковь святого Николая. Когда мы заходили в церковь, то ощутили ароматный запах супа. Нам предложили пообедать в монастыре, но из-за ограниченности во времени были вынуждены отказаться.
Кстати, это первая постройка такого плана в Пскове. Здание возведено в 1519 году. Расположено оно на крутом склоне, выходящее в сад. С одной стороны можно видеть одноэтажное здание, в то время как со стороны сада Трапезная имеет три этажа. Стоит отметить, это здание подверглось большим перестройкам и теперь уже трудно сказать, как оно было устроено первоначально. В XIX веке Трапезную перестроили под архиерейский дом, а во времена Второй мировой войны здесь был достроен бункер в металлической дверью.
Церковь Вознесенная «Под колоколы» построена скорее всего в XVI веке. Позже она несколько раз перестраивалась и становилась все выше. В результате ее высота составила около 70 метров. К сожалению, сегодня от этого храма остались лишь руины. Верхнюю ее часть разобрали в 30-е годы прошлого столетия, во время усиленной борьбы коммунизма с религией, а нижние ярусы взорвали германские войска при отступлении в годы Второй мировой войны.
Храм Рождества Богородицы
Храм Рождества Богородицы представляет собой интерес не только как древняя православная святыня, но и как яркий образец псковской школы иконописи. В отличие от других монастырей и храмов того времени, росписью которых занимались греческие мастера, главный храм Снетогорского монастыря расписывали псковские мастера.
Судьба этих фресок довольно трагична. Во время войны с польским князем Стефаном Баторием они были испорчены и их наглухо забелили. Но, возможно, это спасло древние фрески от полного исчезновения, их обнаружили в 1910 году. Тогда же и началось их восстановление. На сегодня работы еще продолжаются, но уже можно полюбоваться этими древними росписями.
Как известно, каждый храм расписывается в определенной тематике, в Снетогорском монастыре также просматривается своя программа целого цикла фресок с изображением событий Святого письма. В центральной апсиде изображена сидящая на престоле Богородица с младенцем на руках. Ее жест указывает на алтарный свод, где сохранились части фрески «Христос во Славе». Также в сводах храма можно видеть и другие фрески, со сценами жизнеописания Христа. Это «Распятие», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря». Одной из самых примечательных является алтарная фреска с изображением богослужения. Можно видеть, как Божья Благодать в виде света опускается на людей, принимающих участи в богоугодном деле. Это изображение уникально для храмов и считается одним из самых редких.
Купол Храма Рождества Богородицы расписан по аналогии с Мирожским монастырем. Здесь изображено «Вознесение Господне». Часто оно воспринимается как второе пришествие.
Западную часть храма украшают фрески с изображение Страшного суда. Снизу можно увидеть сцены страшного суда, и даже Сатану в виде старца, закованного в цепи и держащего душу Иуды Здесь можно увидеть сцены из Ветхого завета и Библейских притчей. А сверху над всем этим изображен Иисус Христос с армией ангелов.
Большое впечатление производит часть стены со сценами видения святого Даниила. Многие из них изображают сцены Ада. В центре показана сцена из библейской притчи «о богаче и Лазаре». Особое внимание привлекают изображения четырех диковинных зверей, которые представляют разные царства: крылатое чудовище – это Персия, зверь, напоминающий медведя – Эллинское царство, четырехглавый дракон – Римская империя, и лев с семью рогами – это царство Антихриста.
Южная часть храма украшена сценами Страстей Господних и жизнеописание Богородицы. Это фрески «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовения ног», «Преображение», «Успение Богородицы» и другие.
Также здесь есть целая серия фресок, которые в календарном порядке изображают все праздники, начиная от Воскресения до Пятидесятницы.
Фрески Храма Рождества Богородицы вызывают большой интерес среди исследователей. Во-первых, это, как уже говорилось, школа псковских мастеров, что само по себе имеет историческую и культурную ценность. Во-вторых, эти фрески намного ближе по стилистике, выразительности и цветовой палитре к работам Феофана Грека. Преобладающую темную палитру фресок исследователи-теологи связывают с направлением исихазма, которое трактует Божье учение через созерцание. Возможно, именно это и хотели сказать мастера в своих работах, заставить нас созерцать дела Господни и преклоняться перед его мудростью.
В Светогорском монастыре мы побыли совсем не долго, но, тем не менее, он мне запомнился, как спокойное и аккуратное заведение. Территория компактная, но ухоженная. На небе даже появилось солнце, хотя до этого момента мы его не видели почти неделю, только плотная пенка из серых облаков.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email