В Муроме мы побывали во время нашего новогоднего путешествия (общий рассказ о поездке можно прочитать здесь ). Но именно о посещении этого города я вспоминаю с душевной теплотой, настолько хорошо и интересно мы провели там время, несмотря на рождественские морозы.

Муром. Памятник Петру и Февронье Муром. Памятник Петру и Февронье

Муром. Памятник Петру и Февронье

Прибыли мы в Муром днем 6 января, в канун светлого праздника Рождества.  Так как Муром был последним из череды нескольких городов Золотого кольца, то добирались мы сюда нетривиальным способом - на такси из Владимира. На удивление, для владимирских таксистов это оказалось нормальной практикой, и первая попавшаяся транспортная компания вызвалась нас отвезти во Владимир. Дорога обошлась нам в 2200 рублей, с учетом пути в 130 км, 4 человек в машине и полного багажника сумок. Согласитесь, цена достойная за комфорт?

Из Владимира в Муром можно было доехать и на автобусе. Но мы решили, отдыхать так отдыхать, и решили доехать с ветерком. К тому же, с нами уже путешествовали различные сувениры, закупленные в Суздале и Владимире, а весили они не там мало. Но это все отступления.

Таксист довез нас до гостиницы Лада, где я заблаговременно забронировала нам два номера. С виду гостиница производила неплохое впечатление: отремонтированное здание, приветствие в виде фигур Деда Мороза на входе. Приятно. Заселили нас без проблем. В гостинице мы не стали долго засиживаться, а отправились на прогулку, ведь световой день в январе очень короткий.

Рассказывать подробно о гостинице я здесь не буду - лучше почитайте мой отдельный отзыв . Если вы все же решитесь здесь остановиться, заказывайте только улучшенные номера (стандарты никуда не годятся).

Гостиница Лада в Муроме Гостиница Лада в Муроме

Гостиница Лада в Муроме

Неоспоримым плюсом гостиницы Лада являлось то, что находится она в самом центре города, на улице Московской, что позволило нам не разу не воспользоваться общественным транспортом. Итак, первым делом мы приобрели карту на ресепшн нашей гостиницы, которая впоследствии нас не туда завела.

Лично я до этого раза никогда в Муроме не была. Он мне представлялся таким заброшенным городишкой, я даже не подозревала сколько красоты и самобытности скрыто в этом городе. Конечно же, Муром, известен своими святыми: Илья Муромец, защитник русских земель, является уроженцем Муромских земель, Петр и Февронья - покровители семьи и брака. Многие говорят, что Муром можно осмотреть за один день. не верьте, это не так. Туристический маршрут осмотра города занимает минимум два дня, а если вы захотите осмотреть окрестности - то все три. Муром - это город, который надо постигать не спеша, прогуливаясь по старым улочкам, рассматривая сохранившиеся деревянные дома и каменные церкви, большинство из которых относится к XVII веку.

Забегая вперед, маршрут прогулки первого дня по Мурому был следующий: улица Московская- Церковь Богородицы-улица Красноармейская - Благовещенский монастырь- Троицкий монастырь - Художественная галерея - Площадь 1100-летия Мурома - Вознесенская церковь.

На улице стояла прекрасная солнечная зимняя погода. Улица Московская - центральная улица Мурома, где сохранилось большое количество как деревянных так и каменных домов XIX веков.

Московская улица Московская улица

Московская улица

На Московской улице На Московской улице

На Московской улице

По карте мы обнаружили, что если немного свернуть с маршрута, можно выйти к Успенскому храму, построенному в 1792 году. надо отметить, что храм этот был построен на средства купца Лихонина. Были люди!!

Дорога к Успенской церкви Дорога к Успенской церкви

Дорога к Успенской церкви

Церковь с виду очень красивая, отреставрированная. Так как на улице было очень холодно, мы заглянули внутрь. Внутри храм был очень светлым, но пустым. Мы были единственными посетителями. Откуда не возьмись возникла милая служительница, которая рассказала нам про храм, про иконы, которые находятся внутри храма и пригласила нас на вечернюю службу. Это было прекрасное начало прогулки!

Успенская церковь Успенская церковь

Успенская церковь

Далее мы отправились по Успенской улице к святыням Мурома, монастырям, Благовещенскому и Троицкому, где хранятся мощи муромских святых Петра и Февроньи.

По дороге встречались старые деревянные дома, которых надо сказать в Муроме все меньше и меньше. Их сносят и на их местах строят пятиэтажки. Многие деревянные дома, например как этот, изуродованы пластиковыми окнами.

Деревянный дом в Муроме Деревянный дом в Муроме

Деревянный дом в Муроме

Улица, по которой мы шли была пустынна. Автомобилей не было, что позволило нам насладиться тишиной и красотой старого города. Одним из интересных зданий, которое нам встретилось на пути , было Дом Суздальцевых (1830-1840 гг). Хозяин дома был почетным гражданином города, занимался торговлей полотнами и хлебом. Также Суздальцев отметился тем, что 2 года был городским главою.

Дом Суздальцевых Дом Суздальцевых

Дом Суздальцевых

Улица Красноармейская Улица Красноармейская

Улица Красноармейская

Пройдя насквозь Красноармейскую (Успенскую улицу) мы вышли к Благовещенскому и Троицкому монастырям, которые стоят очень близко друг к другу.

Благовещенский и Троицкий монастыри Благовещенский и Троицкий монастыри

Благовещенский и Троицкий монастыри

Благовещенский монастырь

Перед тем, как пойти в монастырь, мы конечно же отправились к памятнику Петру и Февронье. Долго не могли понять, что же люди разглядывают с обратной стороны памятника. Оказалось, что там зайчик. Судя по натертостям, исполняет любые желания :-).

Заяц с обратной стороны памятника Заяц с обратной стороны памятника

Заяц с обратной стороны памятника

На территории монастыря.

Надвратная церковь Надвратная церковь

Надвратная церковь

Главный собор Благовещенского монастыря. Основными святынями являются мощи крестителя Мурома Князя Константина, и его сыновей Михаила и Федора. По преданию, князь Константин, узнав, что город Муром поклоняется языческим богам, попросил отца отдать ему этот удел, чтобы крестить жителей. Князь пребывает сюда с женой Ириной и своими сыновьями. Но муромцы не желают новой власти, они устраивают заговор, убивают младшего сына Михаила. Жители долго сопротивлялись, но однажды произошло чудо от Иконы Богородицы, тогда Князь всех и покрестил. Надо сказать, что сам Иван Грозный молился у мощей святого Константина о помощи в победе над Казанским царством. В случае победы он обещал построить храм. И слово свое сдержал. К сожалению постройки тех времен не сохранились.

Храм, который мы видимо сегодня, был построен в XVII веке.

Собор монастыря Собор монастыря

Собор монастыря

Внутри собора Внутри собора

Внутри собора

Благовещенский монастырь Благовещенский монастырь

Благовещенский монастырь

После посещения Благовещенского монастыря, мы отправились в Троицкий храм (1642-1643 гг).

Храмы Троицкого монастыря Храмы Троицкого монастыря

Храмы Троицкого монастыря

Главной святыней, за которой сюда едут тысячи паломников, являются мощи Святых Петра и Февроньи, к которым выстраиваются огромные очереди. Эти святые считаются покровителями семейной благополучия, "мудрого брака".

Главный храм троицкого монастыря Главный храм троицкого монастыря

Главный храм троицкого монастыря

На территории монастыря находится деревянная церковь  Сергия Радонежского (1715 год), привезенная сюда из Меленковского района в 1970-годах.

На территории монастыря На территории монастыря

На территории монастыря

После осмотра монастырей, мы отправились подкрепиться в монастырскую трапезу, которую заприметили, когда шли к монастырям по Успенской улице. Никогда еще не казался суп мне таким вкусным! С учетом того, что на улице было минус 25.

Подкрепившись, мы отправились дальше. Между тем, на часах было уже 17 часов. По дороге, мы увидели музей - Художественную галерею Мурома. Перед нами как раз зашла туристическая группа, поэтому мы под шумок тоже прошли в музей (в другом случае нас бы не пустили, ведь музей работает до 17-00).

Музей небольшой, он представляет собой всего несколько залов, где представлены мебель, картины из Усадьбы в Карачарово.

Лестница в Музее Лестница в Музее

Лестница в Музее

Одна из настоящих жемчужин коллекции - Мадонна Д. Б. Тьеполо.

Художественная галерея Художественная галерея

Художественная галерея

Осмотрев музей, мы решили продолжить нашу прогулку по ночному городу.

Ночной Муром Ночной Муром

Ночной Муром

Одной из ярких достопримечательностей в центре является Водонапорная башня (1863-1864 гг). Эту башню называют еще "Ермаковской", в честь Алексея Васильевича Ермакова, чьими стараниями и капиталом была организована подача воды в город по деревянным трубам. 26 августа 1864 года в городе был открыт водопровод.

На Центральной площади города, которая называется 1100-летия Мурома, развернулась рождественская ярмарка. Гулянье было вовсю. Самое интересное, что из-за тряскучего мороза все зрители танцевали под песенки типа "Потолок ледяной, дверь скрипучая". Настроение было сказочное!

В Центре Мурома В Центре Мурома

В Центре Мурома

Очень интересно были оформлены лотки ярмарки - в виде.. русских печей.

Русские печки Русские печки

Русские печки

Центральная сцена Центральная сцена

Центральная сцена

Выступление школьников Выступление школьников

Выступление школьников

Померзнув на ярмарке, мы обнаружили, что пришло время ужина. Поспрашивав молодежь, мы отправились в Кафе разгуляй, которое находилось прямо напротив Центральной площади. Кафе нам понравилось, цены душевные , да и вкусно все было очень.

В кафе Разгуляй В кафе Разгуляй

В кафе Разгуляй

Между тем, время шло. Мы решили посетить Рождественскую службу. Самой близкой к нашей гостинице была Вознесенская церковь, к которой мы и поспешили.

Вот так была украшена улица Московская. Просто, но красиво!

Московская улица Московская улица

Московская улица

Вечерней фото Вознесенской церкви у меня нет, но днем она выглядела вот так. Служба в церкви началась ровно в 23-00. Чувствовалось, что здесь все "свои". Люди спокойно оставляли свою одежду на вешалке. Атмосфера была очень доброжелательной, людей было очень много.

Вознесенская церковь, вид с улицы Московская Вознесенская церковь, вид с улицы Московская

Вознесенская церковь, вид с улицы Московская

Всю ночь, конечно мы не осилили, к 24-00 мы вернулись в гостиницу , ведь на завтра у нас были грандиозные планы.

Продолжение, рассказ о втором дне в Муроме, можно почитать здесь.

Полезные ссылки

Гостиницы и отели Мурома: отзывы и бронирование