Четвертый день нашего путешествия по Белоруссии начался в городе Лида. Утром Беларусь нас вновь порадовала теплой и солнечной осенней погодой. На сегодня мы снова запланировали насыщенную программу, которая включала в себя посещение очередного замка, на этот раз в городе Лида, старинного Заславля под Минском, военного музея Линия Сталина и дорогу до Смоленска.
Для того, чтобы все успеть, мы встали пораньше, мужественно лишили себя завтрака (правда не по своей воле, а потому что было негде позавтракать) и отправились в Лидский замок, который расположен в пару шагов от нашей гостиницы. Гостиница «Лида» заслуживает отдельного рассказа, потому что в ней сочетаются, пожалуй, все прелести государственного учреждения для командировочных прошлого века. Меня не покидало ощущение, что мы находимся во временах молодости наших родителей (см. отзыв о гостинице Лида здесь ).

Гостиница Лида Гостиница Лида

Гостиница Лида

В 9 утра Лидский замок встретил нас закрытыми дверьми, раньше 10-00 туристов тут не ждут. А кому придет в голову открыть замок в 9 утра в субботу? Поэтому мы решили прогуляться вокруг «неприступных» стен, сфотографировать замок издалека, прогуляться вокруг пруда.

В начале десятого утра город только просыпался после пятницы, мимо попадались редкие прохожие.

Центр города Лида Центр города Лида

Центр города Лида

Вокруг пруда были замечены несколько рыбаков, с надеждой смотревших на поплавок, а вдруг сегодня повезет?

Рыбаки у Лидского замка Рыбаки у Лидского замка

Рыбаки у Лидского замка

Ближе к десяти мы снова подошли к Лидскому замку, чтобы скоротать время заглянули в магазин стеклянных изделий местной фабрики. В нем продается хрусталь и простое стекло, преимущественно посуда. Кстати, тот факт, что мы с Ниной ушли из него без покупок, говорит о многом. В магазине висит грозная табличка «не снимать», но мы все-таки сделали несколько «трофейных фото».

Совершенно случайно мы заметили туристический информационный центр, расположенный напротив входа в Лидский замок. На дворе суббота, самое время для гостеприимной встречи туристов, но инфоцентр в Лиде закрыт по выходным. Как так? Я понимаю, что выходные могут быть в понедельник, вторник, но в выходные-то почему? Нина задала этот вопрос сотрудницам в замке, они сказали, что объясняется все очень просто — это государственное учреждение. Жаль, конечно, мы очень хотели добыть буклет или книжку о Лиде, ведь даже в сувенирных магазинах не смогли найти.

Суббота и воскресенье- выходной Суббота и воскресенье- выходной

Суббота и воскресенье- выходной

В 10-00 мы стояли, как коты, перед закрытыми дверьми замка. Около входа одевались «рыцари», но работать никто не спешил. Выяснилось, что кассир опаздывает, поэтому входить нельзя. Подробно о посещении Лидского замка я писала здесь , поэтому повторяться не буду.

Лидский замок Лидский замок

Лидский замок

В общем о Лидском замке могу сказать только то, что он не вызвал такого восторга, как предыдущие достопримечательности Белоруссии (общий отзыв о нашей поездке и маршруте здесь ). И дело даже не в том, что он выглядит новоделом. Музей замка слишком маленький, на территории почти ничего нет, думаю, что посещать Лидский замок гораздо интереснее, когда в нем проводят реконструкцию рыцарских турниров и другие развлекательные мероприятия.

Напоследок, Нина успела заскочить в Костел, который находился около гостиницы Лида.

Костел в Лиде Костел в Лиде

Костел в Лиде

В костеле в Лиде В костеле в Лиде

В костеле в Лиде

После замка мы вернулись в гостиницу, сдали номера и поехали в сторону Минска, а именно в старинный городок Заславль, известный легендой о Рагнеде и ее замке (к сожалению, не сохранившимся). Кроме того, Заславль считается старейшим городом на территории Белоруссии.

Время близилось к обеду, а мы еще не завтракали, поэтому было решено остановиться около понравившейся кафешке, а точнее в придорожном ресторане «У Пунктуса». Такой нашелся на подъездке к кольцевой дороге Минска, примерно за 10 километров до нее. На трассе стоял красивый деревянный дом, беседки на свежем воздухе, дымок от печки, а вокруг дорогие машины. Видно было, что обеспеченные минчане приехали обедать семьями. Все указывало, что ресторанчик хороший, и мы не ошиблись. Внутри ресторан был оформлен в деревенском белорусском стиле: подсолнухи, деревянные столы, даже динамики были обернуты в холщевую ткань, чтобы не выделяться на фоне домашней атмосферы.

Кафе у Пунтуса Кафе у Пунтуса

Кафе у Пунтуса

В меню были представлены национальные блюда и хороший выбор шашлыков и домашних колбасок на гриле. Мы с удовольствием трескали борщ, белорусский салат, а на горячее Нина и Женя выбрали колбаски, а я шашлык из телятины. Еда оказалась отменная — колбаски не жирные и вкусные, шашлык мягкий и без жил. Наелись от пуза, а заплатили не больше 400 руб с человека. Теперь можно и в Заславль ехать.

У Пунтуса У Пунтуса

У Пунтуса

Как только мы въехали в Заславль, то сразу поняли, что здесь происходит какое-то событие: дорога была заставлена машинами так, как в Москве в жару около городских пляжей. Чудом удалось найти парковочное место в самом центре, который был заполнен снующей толпой. Мы проскользнули через металлические рамки и оказались на празднике под названием День белорусской письменности. Мероприятие довольно колоритное, многие участники были одеты в национальную одежду, торговали местными поделками, текстилем и книгами. Из-за праздника центр города изучить не особо удалось, разве что сфотографировать несколько церквей. О празднике подробно можно прочитать и посмотреть фотографии здесь .

День белорусской письменности День белорусской письменности

День белорусской письменности

День Белорусской писменности День Белорусской писменности

День Белорусской писменности

Костел в Заславле Костел в Заславле

Костел в Заславле

Заключительным пунктом нашего путешествия по Белоруссии должен был стать военный музей Линия Сталина , созданный на участке ранее действующей оборонительной территории.

Линия Сталина Линия Сталина

Линия Сталина

Именно здесь, всего в нескольких десятках километрах севернее Минска, в начале прошлого века проходила граница Белоруссии. Для ее защиты была построена оборонительная линия, направленная на сдерживания войск противника в случае вторжения в СССР. Для этого были построены ДОТы (долговременные огневые точки), противотанковые заграждения разного вида, смотровые будки, броневики для временной перестрелки и многие другие военные объекты. Сейчас, посетив этот музей, можно наглядно представить, как это было, спуститься в ДОТ и даже пострелять из пулемета Максим, противотанкового оружия, автомата.

Прибыв на территорию, мы сразу взяли индивидуальную экскурсию, ведь так смотреть объекты гораздо интереснее. О том, как это было я напишу отдельно.

О том, что посмотреть в музее Линия Сталина и как до него добраться, можно посмотреть здесь.

Пальнув на прощание с Белоруссией из противотанкового ружья (конечно, музейного и за деньги), мы собрались в долгую дорогу домой.

В музее Линия Сталина В музее Линия Сталина

В музее Линия Сталина

Мы мчались по кольцевой минской автодороге в восточном направлении до съезда на нашу трассу М1, смотрели по сторонам и даже немного грустили, что путешествие подошло к концу, вот еще часа три-четыре и мы будем в Смоленске.

Мы снова слушали Ляписа Трубецкова, любовались пейзажами на закате солнца, потом пробирались к границе в полной темноте. Обратно проехали в Россию без остановок, снова никто не спрашивал документы, не просил выйти из машины.

Дорога домой Дорога домой

Дорога домой

Так как стало очень темно, дорога до Смоленска заняла больше времени, чем мы рассчитывали, в отеле с европейским названием Greenpark мы были ближе к 11 вечера (см. отзыв об отеле Greenpark ).

Путешествие удалось на 100%, мы даже сами не ожидали, что получится так здорово и интересно. Белоруссия для меня стала еще одной страной, в которую хочется вернуться, по которой интересно путешествовать. Но на этом наше путешествие не закончилось — впереди нас ждал старинный город Смоленск .

День 1
День 2
День 3

День 5

Полезные ссылки:

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии