В Подмосковном Монино есть совершенно удивительный музей, который никого не оставит равнодушным. Я говорю о музее ВВС, собравший уникальную коллекцию самолетов разных эпох: от первых военных Ил до сверхзвуковых Ту-144. Помимо самолетов в музее выставлены различные вертолеты, двигатели и даже настоящий махолет.

Военный городок Монино находится недалеко от Москвы. Добраться туда можно на машине, автобусом или электричкой. На машине надо двигаться в сторону области от Москвы по Горьковскому шоссе, порядка 25 км от МКАД. С Горьковки надо будет повернуть налево, в городок. Монино больше не является закрытым военным городком, поэтому КПП убрали, въезд на территорию свободный.
На автобусе можно доехать от м. Щелковская (№362) или от м. Партизанская на любой маршрутке, которая идет до Ногинска (например, №322).
Электрички до ст. Монино отправляются с Ярославского вокзала.
Адрес музея: 141170, пос. Монино, Щелковский район Московской области Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Время работы: Понедельник, Вторник, Четверг, Пятница - с 9:30 до 13:30 и с 14:15 до 17:00 Суббота - с 9:00 до 14:00

Мы припарковались около музея и сразу увидели торчащие хвосты самолетов, как в аэропорте. Музей ВВС состоит из нескольких частей. В здании с кассой находится несколько залов музея, посетив которые можно проследить этапы развития авиации в России и СССР. Об этом рассказывают плакаты, двигатели различных самолетов и авиационная атрибутика.

В коллекции музея есть форма летчиков разных годов и удивительный примочки пилотов. Например, меня поразил прибор для расчета угла посадки при ветре. Никаких компьютеров!

А вот это устройство для прицела, куда сбрасывать бомбы.

А вот и бомбы

Вот это настоящее место стрелка с прицелом в самолете.

Далее, мы отправились в соседний ангар.

В ангаре выставлены настоящие первые бомбадеровщики и истребители. По сравнению с современными железными птицами, эти военные самолеты выглядят просто игрушечными. Но, тем не менее, они летали, они уничтожали вражеские самолеты, люди совершали подвиги, управляя ими.

Экскурсию по музею нам заказать на месте не удалось, видимо надо было приезжать раньше. Но зато мы застали в ангаре группу школьников, которым веселый дядечка-экскурсовод рассказывал про каждый самолет. Периодически мы пересекались с ними, поэтому я подслушала несколько забавных фраз.
По всей видимости, экскурсовод очень спешил. Подводя группу детей к следующему самолету, он с надеждой в голосе спросил:
- Устали?
- Нет! – кричали дети
Дядечка вздохнул и продолжил рассказ. Тут кто-то позвонил ему на мобильный, он тихонечко сказал, что вот-вот освободится. Видимо, коньяк уже охладили, шашлык пожарили, ждут только его. А дети продолжали твердить, что не устали, дядечка продолжал рассказывать.
- Как вы думаете, почему при выстрелах летчики не попадали в свой же пропеллер?
- Потому что движение пропеллера связано с механизмом, выпускающим снаряды, - раздался тоненький голос из толпы детей.
- Ну вот всегда в группе хоть один, да умный, есть. Это хорошо.
Смешной дядечка, но рассказывал интересно, хоть и спешил.

А теперь, давайте отправимся на поле, где находится продолжение выставки.
Площадь выставки можно сравнить с аэропортом среднего города, здесь действительно огромное количество самолетов и вертолетов.
Первым делом взгляд падает на гигантский вертолет, у которого целых две лопасти. Сначала я даже никак не могла сообразить, что это вертолет, ведь по размеру он не уступает привычным Боингам 737.

Дальше я пошла по аллее со сверхзвуковыми истребителями. Вот бывает, что перед горами, сильным ветром в пустыне, на берегу океана испытываешь уважение к силе стихии… Смотря на эти самолеты, у меня было схожее чувство.

Огромные, грациозные, сильные звери, которые могли подниматься на высоту более 20 000 метров. Очень жаль, что развитие сверхзвуковых машин не пошло в гору, нашему современному миру этот так необходимо.
Немного правее аллеи расположился ангар, в который я решила заглянуть. Там оказались такие экспонаты, что я прям прыгала от радости!

Следующими мое внимание привлекли вертолеты разного размера и назначения.

Правда, смешно смотреть на них, если визуально нарисовать реснички?

По пути попадались модели самолетов, которые до сих пор летают. Например, Як-40, Ил-75.

Самолет-амфибия.

Но самый редкий и удивительный экспонат – сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Это был настоящий прорыв авиации! Ту-144 и французский Конкорд смогли, в прямом смысле слова, взлететь на новую высоту. Эти самолеты могли преодолевать расстояние за более короткое время, потому что летали в стратосфере со скоростью  до 2 500 км/ч на высоте 18 000 метров.

К сожалению, с этими самолетами случились ряд катастроф, поэтому полеты они прекратили, с производства были сняты. Сейчас существует много догадок, скандальных расследований и предположений о причинах этих катастроф. В частности, они связаны с политикой, конкуренцией производителей сверхзвуковых самолетов, за которую поплатились жизнью сотни людей. Если вам интересна эта тема, то рекомендую посмотреть вот эти документальные фильмы: Битва за сверхзвук - Правда о Ту-144 , Секунды до катастрофы. Крушение Конкорда . Канал History. История Конкорда. Громкое дело. Гибель Конкорда и Ту-144 в Ле-Бурже и т.д.

Я не буду описывать каждый из выставленных самолетов, потому что лучше их увидеть своими глазами. На официальном сайте музея ВВС есть очень подробный рассказ, я бы сказала даже путеводитель, по всей экспозиции музея – здесь . Кроме того, на телеканале «Звезда» каждый выходные показывают увлекательные документальные фильмы про различный самолеты и про авиацию в целом.
Так что, смотрите кино, вдохновляйтесь увиденными фотографиями и скорее отправляйтесь в уникальный музей ВВС в Монино. Это место точно достойно вашего внимания. Жаль только, что во внутрь самолетов нельзя заходить.