Подготовка  | Прилет, трансфер в Гудаури  | Гудаури  | Казбеги, Степантцминда | Из Гудаури в Тбилиси  | Тбилиси Часть 1  | Тбилиси Часть 2 Мцехта  | Джвари  | Дорога Домой

Так как со снегом нам не очень повезло, то мы искали способ развлечь себя, не выпив при этом все запасы вина Гудаури. Одним из таких развлечений мы выбрали поездку в Степантцминду, поселок ранее называвшийся Казбеги (и я его так буду называть, если позволите).

Маршрутка

Т.к. со снегом нам не очень повезло, то мы искали способ развлечь себя, не выпив при этом все запасы вина Гудаури. Одним из таких развлечений мы выбрали поездку в Степантцминду, поселок ранее называвшийся Казбеги (и я его так буду называть, если позволите). Кстати, если вы прочтете названия остановок у маршруток, следующих в Степантцминду, то увидите остановку «Казбеги».

Поселок находится у подножия горы Казбег, на высоте почти 1800 км, в 11 км от границы с Россией. Знаменит своими пейзажами и Церковью святой троицы (Цминда-Самеба), построенной в XIV веке. Недалеко в Дарьялском ущелье еще есть средневековая крепость Дариалисцихе, но туда мы не добрались.

Поездка организовалась спонтанно, когда утром мы с грустью посмотрели в окно, на склон, и поняли, что катание сегодня не задастся. Транспорт было организовать легко -  все такси и маршрутки можно найти у той самый заправки с круглосуточным магазином. Мы выбрали минивен на 7 человек, который за 100 лари (около 2000 рублей) должен был нас отвезти до Казбеги, подождать там, а затем доставить обратно.

От Гудаури до Казбеги – чуть больше 30 километров по извилистой Военно-Грузинской дороге с множеством интересных мест.

Например, недалеко от Гудаури есть круглое удивительное здание, похожее на бетонный колизей – это смотровая площадка, с которой открывается вид на ущелье. Зимой, правда, не всегда есть тропа к площадке, но если на вас правильная обувь (а в рассказе про Казбеги она еще сыграет свою роль), а лучше – снегоступы, то можно попросить водителя остановиться, а самими прогуляться.

Всю дорогу приходится проезжать галереи и туннели, построенные немецкими военнопленными во вторую мировую. Туннели защищают от схода снега и служат на славу, но, конечно, такую цену не оправдать даже самым замечательным качеством постройки.

Но по дороге можно встретить не только следы второй мировой – на окружающих скалах часто встречаются средневековые постройки – сигнальный башни, древние стражи Кавказа.

И конечно, конечно нельзя не упомянуть крестовый перевал – точку на высоте 2379 м, сообщающую путнику о том, что утомительный подъем наконец-то закончен, теперь дорога пойдет вниз. В снежную зиму тут видно лишь вершину креста, обозначающего перевал, и давшего ему название. Но я все равно рекомендую выйти и пофантазировать об этом месте, о том, какие путники ходили тут, да хотя бы о Пушкине, побывавшем здесь за много лет до вас. Или о Лермонтове. Или о Грибоедове J

Конечно, зимой, особенно такой теплой зимой, когда снег сползает с гор, оставляя обнаженные пятна грязи, дорога, может показаться не самой живописной, но мощь окружающих хребтов все равно захватывает дух. Мечтаю побывать здесь летом!

Основные зимние опасности по дороге в Казбеги – это автомобили, встрявшие в одном из туннелей, особенно, если места для проезда второй машины не осталось. А еще фуры. Этот участок дороги – единственная сухопутная связь России с Грузией и с Арменией. Но фуры имеют свойство застревать, особенно зимой и особенно на подъемах. Вы, конечно, по дороге увидите место гнездования фур – там на них надевают цепи, но цепи тоже не всегда помогают.

К счастью, мы нигде не встряли, и прибыли в Казбеги где-то через час после отправления.

Город Казбеги (описание, кафе, лето)

Казбеги, расположившийся на берегу реки Терек, пока далек от масштабов роста Гудаури. Здесь еще легко встретить в центре города мохнатую корову, пытающуюся найти в мусоре питательные элементы. Но здесь уже есть симпатичные гостиницы и кафешки. В кафе гостиницы «Степан Цминда» мы решили подкрепиться. О самой гостинице на tripadvisor не очень лестные отзывы, но кафе нас порадовало.

Песик с побитыми глазами Песик с побитыми глазами

Песик с побитыми глазами

Совершенно пустое кафе с радушным молодым хозяином, говорящим на идеальном русском. Как выяснилось, он до нашего прихода скачал себе фильм «Жизнь Пи» и как раз начал смотреть. Очень интересно поговорили про кинематограф, выяснили, что сам хозяин родом из Армении, но очень давно живет здесь. Казбеги, по его словам, сейчас очень популярен у иностранцев. Конечно, летом здесь почти все время светит солнце, воздух чист и прозрачен, вода лечебна, вокруг открываются невероятные пейзажи, а сама гора интересна альпинистам. Нет, определенно надо ехать сюда и летом!

Не буду описывать вкуснейшую горную форель, хачапури, салаты, шашлык, чачу рекой, гостеприимство веселого хозяина, «Ну что вы! Какая плата за напитки, я же угощаю!», и все это под приятный фоновый джаз. Но мы наелись и напились так, что это чуть не стоило нам здоровья при подъеме к церкви!

Грузия Грузия

Грузия

Подъем к церкви и сама церковь

В Грузии есть как минимум два места с названием Цминда Самеба – новый собор Святой Троицы в Тбилиси, и маленькая церковь на вершине горы на противоположном от Степанцминды берегу Терека.

Мы знали, что в гору придется подниматься пешком, т.к автомобильная дорога зимой не действует, но когда водитель нас высадил, и мы увидели КУДА нам идти, то даже самые отважные засомневались. Но ведь глупо было бы уехать ни с чем, поэтому мы отправились вверх, вспоминая каждый съеденный кусок в кафе, каждую выпитую рюмку.

Великолепные виды Грузии Великолепные виды Грузии

Великолепные виды Грузии

Подъем в горы, Грузия Подъем в горы, Грузия

Подъем в горы, Грузия

Если вы решите повторить наш маршрут, то позаботьтесь об обуви! Из 7 человек я была единственной в сапогах для снега – высоких непромокаемых на плотной шнуровке и с дополнительным внутренним валенком. Остальные модники и модницы отправились в кедах и кроссовках, в которых тут же стали проваливаться под снег.

Маршрутов к церкви два: первый – это серпантинная дорога вокруг горы, занесенная снегом и оккупированная самопасущимися коровами, второй – по прямой вверх в гору, по камням, снегу, через кустарник. Конечно, мы выбрали второй путь.

С коровами, кстати, будьте осторожны. Возможно, наши грузинские друзья и запугивали нас, рассказывая про свирепых алабаев, охраняющих стада без пастуха, но когда встречаешь буренку в глухом лесу кавказских гор, рассказы эти вспоминаются в малейших деталях!

Животные, Грузия Животные, Грузия

Животные, Грузия

Я не могу рассказать про качество подъема по дороге, т.к мы по ней шли только до того момента, как она не стала уходить за гору. Это произошло где-то не середине горы и дальше мы полезли вверх по прямой. Не самое безопасное мероприятия, особенно в скользких мокрых кроссовках, т.к. уклон серьезный, камни покрытые снегом и травой – скользкие, ветер сбивает с ног, а в глазах сытно пообедавших товарищей читается желание упасть, где стоят, и не двигаться дальше.

Снежные склоны Грузии Снежные склоны Грузии

Снежные склоны Грузии

Единственным моментом утешения нам была встреча с мальчиком школьного возраста, вприпрыжку с ранцем спускавшего с вершины, в то время как мы, пошатываясь и изнемогая преодолевали очередной опасный уступ. «Цминда Самеба? Да, все правильно идете!», - и ускакал…

Церковь в горах, Грузия Церковь в горах, Грузия

Церковь в горах, Грузия

Но знаете, тяжелый подъем только добавляет ощущения волшебства в тот момент, когда ты оказываешься на вершине! Ты – властелин мира, и одновременно ты – ничтожная букашка перед мощью природы, сумевшей выстроить такие величественные хребты. И над тобой возвышается пятитысячный Казбек.

На самой вершине горы стоит церковь, такая маленькая, старинная и такая отважная. Открытая всем ветрам, не боящаяся ничего. Я не набожный человек, но при взгляде на нее внутри все замирает. Обязательно зайдите внутрь. Здесь каждой порой ощущаешь древность этого здания, а звук горящей буржуйки, смешивающийся с воем ветра снаружи, дают полное ощущение отшельничества. Здесь отрешаешься от мирского и действительно наполняешься чем-то светлым.

Церковь, Грузия Церковь, Грузия

Церковь, Грузия

Но темнота уж близилась, пора было в путь обратно, и быстро. Как спускаться вниз мы не представляли совершенно, т.к. вверх за скользкие камни цепляться еще было возможно, вниз же легко было сорваться.

Что мы по сути и сделали, в смысле, сорвались – модники в мокрых кедах разумно рассудили, что пешком аккуратно спускать долго, уклон большой, снега наверху достаточно, так что проще всего прыгнуть на собственную задницу, и скатиться вниз, стараясь огибать хотя бы большую часть деревьев! К счастью, все вернулись в машину целыми и невредимыми, и даже в итоге никто не простудился. Но не рекомендуем повторять этот трюк в домашних условиях!

До Гудаури мы добрались уже в сладкой дреме, мечтая о горячем душе и больше никогда-никогда не есть! Хотя, может один кусочек хачапури….

Продолжение истории читайте здесь >>>

Посмотреть отели в разных регионах Грузии