Организация путешествия | День 1 | День 2  | День 3 Музейная карта Стамбула Топкапы

В 9 утра я уже стояла на крыше стамбульского отеля, где расположена терраса с накрытым завтраком, и любовалась Голубой мечетью. Несмотря на то, что вчера мы легли спать не раньше 3-х ночи, устали после самолета и целого рабочего дня, я была бодра и весела. Ведь это первый день в Стамбуле! Какое там спать!

Это прекрасное ощущение, наблюдать сказочный пейзаж под теплыми лучами ноябрьского солнца в Стамбуле. В Москве мы уже передвигаемся короткими перебежками, пряча нос в шарф…а здесь можно вот так стоять, подставив лицо солнцу, и дышать воздухом, пахнущим морем. На улице этот запах не ощущается, потому что Стамбул очень быстрый и густонаселенный город, а на террасе микроклимат курорта.

Нам очень повезло с погодой. Ноябрь в Стамбуле начался с прекрасных солнечных дней, мне даже хотелось одеть футболку.

Над головой летали огромные чайки, которые истошно кричали «дай-дай» (наверняка это). Тут я и поняла, что спать ночью мне мешали именно они, негодяйки. И еще они жуткие воришки. Стоит оставить тарелку с едой на улице и пойти за кофе, они моментально все украдут. Не гнушаются ни огурцами, ни печеньками.

Но это все лирика, расслабон и эмоции на тему, какой же Стамбул сказочный город, как там хорошо…

В Интернете уже столько написано хвалебных отзывов о Стамбуле, что придумать что-то новое сложно. Но я все же решила попробовать, потому что меня поразила реакция многих моих знакомых, когда они узнали, что на ноябрьские праздники я летала в Стамбул. Образованные и интеллигентные люди задавали самые глупейшие вопросы, типа: «А что вы там делали? Ходили по базарам?». Или: «А что там делать в этой Турции?». У меня был шок, что многие действительно не в курсе, что оллинклюзивные отели Анталии – это не настоящая Турция, а на шопинг нормальные люди ездят в Европу или Америку. И мне  обидно стало за великолепный Стамбул! Люди не знают, какой он красивый, богатый историей, достопримечательностями, а еще вкусный, колоритный и гостеприимный.

Вот поэтому я и решила рассказать о нашем трехдневном путешествии в город контрастов, город султанов и мечетей, византийских памятников и восточных сладостей. И вообще, кто не хочет в Стамбул, тот сам дурак (шутка).

Маршрут первого дня по Стамбулу.

В первый день в Стамбуле мы запланировали посетить Топкапы, Цистерну базилика, прогуляться до набережной и прокатиться на кораблике по Босфору.

Мы знали, что Святая София, Голубая мечеть, Археологический музей находятся рядом с Топкапы, но мешать эмоции и смотреть все это в один день не хотели. Тем более, отель выбрали специально в пешей доступности от всех самых главных достопримечательностей, чтобы эргономика передвижения по центру нам была неважна.

Стоит сказать, что изначально у нас не было цели за 3 дня посмотреть все популярные достопримечательности Стамбула.  Это нереально. Забежать на 5 минут, поставить для кого-то там галочку и убежать, мне кажется абсурдом. Любой город не терпит спешки и выпученных глаз. Ну, конечно, если вы хотите немного почувствовать его, запомнить детали и сделать свои маленькие открытия. Но это мое мнение.

Наш первый день в Стамбуле.

При планировании поездки в Стамбул мы специально выбирали отель в самом центре исторической части Стамбула, чтобы до основных достопримечательностей ходить пешком.

Поменяв деньги, поглазев на витрины, отправились в главную достопримечательность Стамбула – султанский дворец Топкапы (Topkapi Saray). Путь наш лежал мимо Святой Софии, около которой стояла такая очередь, что мне стало дурно - хвост тянулся метров на 150-200. Я даже в Лувре и на Эйфелевой башне не видела такого количества людей. Стало как-то грустно, потому что я просто ненавижу очереди и толпы.

Из Интернета знала, что существует Istanbul  Museum Pass, который дает право прохода в основные музеи без очереди. Но вот купить-то его тоже где-то надо.

Чуть правее от входа в Святую Софию скромно стоял фирменный микроавтобус, разрисованный этими картами. Но там нам ее продать отказались. Почему, так и осталось загадкой.

Ну что ж, идем испытывать удачу в сам дворец Топкапы.

На площади перед воротами дворца нам встретился забавный пес. Вообще, Стамбул – это город кошек, которых там неимоверное количество. А мы познакомились с прекрасной овчаркой, которая спала поперек дороги, когда мы ночью ехали в отель. От фар, это дружок поднял голову, и оказалось, что одно ухо у него торчит, а другое висит. Смотрелось очень забавно: «Э, че? Кто здесь?».  Не торопясь, он поднялся и дал проехать. Предела не было моему восторгу, когда утром мы снова встретили этого песика.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 1 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 1

Перед входом на территорию дворца торгуют всякой ерундой, давят гранатовый сок, жарят каштаны…но мы мужественно проходим все эти преграды.

И вот он дворец Топкапы.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 2 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 2

Про Топкапы я написала отдельный мини-путеводитель, который можно распечатать и ходить с ним по дворцу. Там есть план-карта, отмечены все интересные объекты, есть справочная информация (скачать путеводитель по Топкапы ).

Многим дворец знаком по фильму Великолепный век, а может кто-то отдыхал в отеле с одноименным названием и архитектурой, повторяющей султанский дворец? Мне когда-то давно довелось побывать в WOW Topkapi Palace 5*, но настоящий Топкапы, конечно, гораздо круче.

К дворцу мы подошли около 10 утра, поэтому людей было не очень много. За 5 минут купили в кассе карту Museum Pass и пошли к главным воротам, за которыми прятался Второй двор дворца. Какой-то мерзкий экскурсовод пытался не пустить нас без очереди, потому что вел толпу европейцев. Мы его между собой обозвали придурком и все равно зашли во Второй двор за 5 минут.

Сразу взяли аудиогиды по Топкапы и Гарему, которые, к счастью, были на русском языке. В качестве залога просят оставить 50 евро или паспорт.

Имея представление о масштабах Топкапы, мы договорились встретиться через 3,5 часа около кассы аудиогидов и разбрелись.

Ахать и охать по поводу красоты Топкапы можно долго. А если еще представить в живую себе жизнь султанской семьи, наложниц и обслуживающего персонала, то счастья полные штаны обеспечено.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 3 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 3

А Гарем.. сколько он хранит тайн, страшных историй и традиций?

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 4 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 4

Туристов в Топкапы очень много. Я заметила, что до 12 дня толпа была раза в два меньше, и в любой зал можно было зайти минут за 5. Поэтому рекомендую приходить к открытию и начинать осмотр с основной части Топкапы, а в Гарем идти в последнюю очередь. Потому что к часу в самые интересные помещения Топкапы выстраивается очередь. В Гареме людей заметно меньше, наверно сказывается его платное посещение.

Пол дня в Стамбуле пролетели незаметно, и мы встретились в назначенном месте. Все были в легком шоке от богатства и величия интерьеров, от сокровищ, которые хранятся в музее, да и вообще от всего услышанного и увиденного.

Из практических советов могу дать один – не ешьте в кафе на территории Топкапы. Дорого, фасфудно и некачественно. Не верьте путеводителям, что в этом кафе лучший вид на Босфор и надо обязательно пообедать там. Вам никто не мешает любоваться действительно великолепным видом с террас и смотровых площадок дворца, а для еды в Стамбуле есть масса прекрасных ресторанов с не менее завораживающими видами.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 5 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 5

А тем временем погода начинала портиться. Над Босфором появились подозрительные черные тучи, небо стало серым и мрачным.

По плану первого дня в Стамбуле у нас еще были намечены посещение Цистерны Базилики и прогулка на кораблике по Босфору.

К Цистерне от Топкапы идти буквально 10 минут, с остановками для фотографий. Помимо фотографий остановились мы около тележки, с которой продают жареные каштаны. На мой вкус, эти каштаны напоминают бутерброд с ветчиной, но какой-то странный. В общем, жареные каштаны – это не мое.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 6 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 6

У входа в цистерну  стояла очередь человек из 80, но у нас же есть волшебная карта и никакая очередь не страшна.

Ага, разбежались.

На стекле висело прекрасное объявление о том, что с какого-то там числа Цистерна больше не относится к государственным музеям, Museum Pass не действует. То есть, идите дорогие туристы, в самый конец очереди и готовьте 10 лир за вход.  А в брошюре и на сайте информация не обновлена.

Ну ничего не поделаешь, минут 15 постояли и оказались внутри.

Цистерна Базилика сохранилась со времен Византии и является частью древнейшей системы водоснабжения города. Когда-то давно ее использовали в качестве хранилища питьевой воды, потом для воды, которой поливали сады Топкапы, а сейчас это музей. Вода, конечно, там есть, но точно не питьевая. В ней плавает рыба такого размера, что невольно задумываешься, кем она питается…не туристами ли? J

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 7 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 7

В Цистерне стоит полумрак, что не мешает рассмотреть многочисленные колонны. А самая знаменитая фишка Цистерны – перевернутая голова медузы Горгоны.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 8 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 8

От посещения Цистерны остались двоякие впечатления: я ожидала большего. Но зайти рекомендую, особенно если прочитаете дополнительную информацию. А прочитать ее можно вот здесь .

Турки были бы не турками, если бы и здесь они не придумали, как заработать. Желающие могут  поучаствовать в фотосессии в национальных костюмах султанских времен. Может, не слишком оригинально, но зато пользуется спросом.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 9 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 9

За время хождения по Топкапы и Цистерне мы потихоньку успели обрасти пакетами с покупками. Благодаря отличному расположению нашего отеля, общим голосованием решили отнести вещи в номера. Около отеля открыто множество ресторанчиков со столиками на улице. Время было уже хорошо послеобеденное, поэтому спокойно смотреть на жующих людей мы не смогли.

Ресторан долго не выбирали, сели за столик около входа в отель. Нам тут же подогнали русскоговорящего официанта, который был похож на химкинское быдло. Судя по фразам «Эй, Дрюг» я сделала вывод, что летом он работает на анталийском побережье и понабрался там этих мерзких выражений. Остальные официанты говорили на английском и выгодно отличались от своего быдловатого товарища. Особенно нам понравился один товарищ, чем-то похожий байкера, который на вопрос, можем ли мы заплатить картой, ответил: «Absolutely yes», делая ударение на каждом слове.

Я заказала тарелку овощей гриль с рисом. Ммм, это было божественно! Остальные тоже остались очень довольны, поэтому ресторану ставлю твердую 5.

Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 10 Первый день в Стамбуле: Топкапы, Цистерна Базилика и торговый район Лалели фотография 10

Погода испортилась окончательно, поэтому с прогулкой на кораблике мы обломались. Стамбул накрыл сильный ливень.

Взяв в отеле бесплатные зонтики, мы отправились на поиски района Лалели. Это известный торговый район, где типа отовариваются челноки.

Судя по карте, до Лалели надо проехать несколько остановок на скоростном трамвае, которые в некоторых районах Стамбула являются заменой метро. Остановка Султанахмет находилась около отеля, но проехать вечером несколько остановок оказалось нетривиальной задачей.

Мы купили жетон в автомате (3 лиры одна поездка) и прошли через турникеты на перрон. Пришел первый трамвай. Мы к нему даже побоялись подойти. Пробовали в час пик утром когда-нибудь уехать со станции Выхино в Москве? Если нет, то повезло. Происходит это так.

Толпа озверевших людей пытаются поместиться в вагон. Здесь не идет речи о том, чтобы сесть или удобно встать. Здесь битва за место в скрюченном состоянии в совсем не резиновом вагоне. Я была в шоке, что в Стамбуле происходит тоже самое.

Во второй трамвай мы все же полезли, потому что ждать чуда было бесполезно. Как селедки в бочке едем  и считаем остановки до нужной. Но зайти оказалось полбеды, надо было еще как-то выйти.

И тут я поняла, что московское метро – цветочки, а его пассажиры воспитывались в лучших домах нашей Родины. Мы давно уже привыкли пробираться к выходу заранее, спрашивать, выходит ли впереди стоящий человек и аккуратно меняться с ним местами. Турки же действуют спартанскими методами, локтями…в общем, воины. Испытав огромный стресс, мы еле-еле вырвались, нет, вывалились из трамвая. Фуух, живы.

Итак, Лалели. Я ожидала увидеть рынок, аля Черкизон, с наваленными тюками, мохрами и палатками. На деле, Лалели оказался просто рядом улиц, на которых расположились небольшие магазинчики. Все чисто и прилично.

В одном из магазинов мне удалось купить за 100 евро комплект сатинового белья и 9 больших полотенец для сауны. Девочки же хотели приодеться в кожаные куртки и дубленки. Мы заходили в магазины, но выбор глаз не особо радовал. Цены нормальные, но какое-то все странное. Куртки можно купить от 200 евро, дубленка до колена 600 евро. Но так как в это время происходит смена сезона, то фабрики на Лалели отдают всякий трэш, который не могут продать в других местах.  Поэтому выбор небольшой. Ну так нам объяснили в одном из магазинов.

Марина все же нашла себе хорошую дубленку за 600 евро, а все остальные пока остались без обновок.

Мы знали, что в Стамбуле за хорошими вещами надо ехать на фабрику, даже знали, куда надо ехать, но времени на это не было. Променять посещение Топкапы, Святой Софии или Голубой мечети на куртку? Ну уж нет.

Я обратила внимание, что очень много магазинов с  трикотажем, но у меня запланирован шопинг в Берлине, поэтому мужественно шла мимо витрин с платьями, кофтами и юбками.

То ли ливень был слишком сильный, то ли стоки в Стамбуле плохие, но мы вымокли практически моментально. Ботинки неприятно хлюпали, по спине текли капли… Наш бесплатный прозрачный зонтик не сильно спасал от такого дождя.

Брать с собой в Стамбул зонт не имеет никакого смысла. Как только начинается дождь, со всех сторон высыпают на улицу торговцы, которые практически впихивают вам в руки прозрачные зонты. Стоят они около 20 лир. Причем, в хорошую погоду эти же торговцы пристают к туристам с предложениями купить путеводители. Хороший бизнес, очень по-турецки.

Окончательно промокнув, мы сели в трамвай, который в обратную сторону шел почти пустой. Минут за 15 доехали до отеля и решили, что приключений на сегодняшний день вполне достаточно.

От остановки я шла под зов мулы по вечернему Стамбулу и испытывала состояние радости. Подсвеченные минареты, бойкая торговля шаурмой, бегущий город под прозрачными зонтиками. Это все слишком сказочно, чтобы описать словами.

А вечером нас ждала пустынная терасса на крыше отеля и светская беседа. J