Многие задаются вопросом, какая станция метро в Москве самая красивая? Ответить на этот вопрос очень  сложно, так как станции метрополитена оформлены в разных стилях, в разное время и разными людьми. На вкус и цвет товарищей нет: кто-то в восторге от простоты линий метро Кропоткинская, кто-то от помпезности метро Комсомольская кольцевая. Из станций военного и послевоенного метро, на мой взгляд, каждая достойна носить звание самой-самой. Разобраться в этом вопросе помогла опытный экскурсовод проекта «Выход в город»  Мария Вальдес Одриосоло.

Надо сказать, что мы уже освещали первую часть прогулки с гидом Марией Вальдес Одриосола о станциях довоенного периода.
История метрополитена прочно связана с судьбой и историей нашего народа, поэтому у каждой станции есть своя маленькая тайна, которая ускользает от глаз невнимательного пассажира метро. Эти тайны открывает экскурсия от проекта «Выход в город», которая начинается в 22-00, когда поток пассажиров наименьший. Продолжительность прогулки – 2 часа.

План прогулки по метро

1. Метро Площадь революции
2. Метро Бауманская
3. Метро Электрозаводская
4. Метро Партизанская
5. Метро Курская-кольцевая
6. Метро Комсомольская кольцевая
7. Метро Новослободская
8. Метро Белорусская
9. Метро Киевская (кольцевая)
10. Метро Киевская (Арбатско-покровской линии)

Начало экскурсии по метро организовано на станции Площадь революции, несмотря на то, что она создавалась до войны. Оказалось, что это такая «фишка» автора экскурсии. Нам продемонстрировали наглядно: чем отличается метро довоенное от послевоенного. Главное украшение станции «Площадь революции» - это фигуры людей, изображенные в жизненных позах. Символизируют они идеальных советских людей: колхозников, рабочих, революционеров, интеллигентов. Такой своеобразный «Город Солнца». Насмотревшись фильмов ужасов, можно представить, как они оживают по ночам. Интересно, придет ли кому-нибудь в голову снять об этом фильм? Ой, что то я отвлеклась.

 

Площадь революции

Дата открытия:  13 марта 1938 года
Архитектор: А. Н. Душкин

На первый взгляд может показаться, что никакого умысла нет в расстановке фигур. Однако, они расположены в порядке хронологии с октября 1917 года до декабря 1937. На станции каждая фигура повторяется четыре раза. Во время войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, а в 1944 году были возвращены в ужасном стоянии. Но благодаря тому, что каждой скульптуры было 4 штуки, их удалось восстановить.
Итак, кто же изображен в каждой арке?
Арка 1: Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой и Революционный солдат с винтовкой.
Арка 2:  Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие и Революционный матрос с наганом.
Арка 3: Парашютистка ДОСААФ., Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Арка 4:  Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой и Пограничник с собакой.
Арка 5:  Стахановец с отбойным молотком и  Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
Арка 6: Птичница с курицей и петухом и Хлебороб-механизатор.
Арка 7: Студент и Студентка с книгой.
Арка 8: Спортсменка-дискоболка и Футболист.
Арка 9: Отец с ребёнком, Мать с ребёнком.
Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ: Пионеры-авиамоделисты, Пионерки-географы.
Со скульптурами связано много примет: студенческая – если потереть нос собаке пограничника – можно легко сдать сессию; если потереть флажок сигнальщика – будет удачный день.  Наган у матроса постоянно воруют – видимо помогает при «сбычи всех мечт». «Удачные» места найти не сложно, они все натерты до блеска.

 

Бауманская

Дата открытия:  18 января 1944 года
На станции Бауманская характер скульптур  резко меняется, по сравнению со скульптурами метро Площадь Революции: персонажи все суровы и сосредоточены. Это образы  защитников Родины и тружеников тыла, ведь время открытия – самый разгар войны. Интересно то, что эта станция задумывалась как «Спартаковская», в нишах должны были стоять гладиаторы. Но, в тот момент это было совсем «не в тему».
Интересная деталь – торцевая стена украшена мраморным панно, советской тематики. С 1945 по 1963 на панно красовались профили Ленина и Сталина, но в 1963 году, панно переделали. Остался только Ленин.
Также на станции есть еще одна тайна, а именно загадочная надпись «14.XI.1946 — 15.XII.1954». Найти ее можно около остановки первого вагона в сторону Щелковская, под вентилляционной решеткой. Кто и зачем ее оставил – неизвестно.

 

Электрозаводская

Дата открытия: 15 мая 1944 года
Станция была названа в честь электрозавода, который находился неподалеку.
Эта станция поражает каждого, кто на ней побывал! Потолок станции заслуживает отдельного внимания. В круглых углублениях расположены 318 (!) светильников,  в шесть рядов.
Теперь вопрос, кто изображен на 12 мраморных барельефах?
Это рабочие электрозавода, строители, кузнецы, колхозники, в общем, труженики тыла.
В торце станции можно увидеть барельеф со знаменами, а в центре находится пустой медальон. Не сложно догадаться, что ранее на медальоне был профиль Сталина. Убран он был после развенчания «культа личности» . Если приглядеться, можно увидеть  следы профиля.

 

Партизанская

Дата открытия : 18 января 1944 года
Эта станция впечатляет своими размерами, а также тем, что на станции целых три пути для поездов! Все дело в том, что наверху планировали построить огромный народный «Стадион им. Сталина». Построить грандиозный стадион помешала война, а затем - сложные геодезические условия. Поэтому станцию проектировали так, чтобы вместить массу народа.
А для чего же третий путь? Видимо для того, чтобы политические деятели могли бы прибывать сюда прямо из Кремля. ?
Оформление станции посвящено партизанскому движению. Об этом говорят многочисленные декоративные элементы: например на капителях колонн размещены автоматы на фоне леса. Стены путей украшены небольшими барельефами авторства  С.Л. Рабиновича. На стенах также расположены многочисленные керамические плитки с изображением советского оружия.
Самая главная фишка станции: фигуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмича Кузьмина, расположенные по двум сторонам среднего пути. Скультор - М. Г.Манизер, тот, же человек, который создал фигуры на станции Революции.

 

Курская (кольцевая)

Дата открытия: 13 марта 1938 года
Данная станция выделяется тем, что создана она в строгом стиле классицизма. По сравнению с другими станциями меня она впечатлила меньше всего.
Зато на станции Курская (радиальная) во время войны располагалась библиотека.

 

Комсомольская (кольцевая)

Дата открытия: 30 января 1952 года
Архитектор А.В. Щусев.
Я восхищаюсь этой станцией каждый раз, когда приезжаю сюда. С виду она напоминает бальный зал роскошного дворца, благодаря элементам оформления и роскошным люстрам, обилию золотого цвета.
Эта станция – вершина роскоши стиля «Сталинский ампир». За эту станцию Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии.
Центральной темой оформления является борьба русского народа за независимость. На потолке можно увидеть панно из смальты и полудрагоценных камней художника П.Д. Корина.  На 6 из них изображены Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин и Пожарский, Михаил Кутузов. Но есть и одна женщина, в самом конце зала. Кто же она?

Интересен тот факт, что два панно («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»)  были изменены, так на них был изображен Сталин.  На измененном панно «Парад победы», самом последнем в ряду сейчас размещена Родина-мать на фоне Кремля. На панно «Вручение гвардейского знамени» Сталина заменили Лениным.

Есть детали, на которые мало кто обращает внимание. На изображениях панно можно отметить большое количество икон и святых, и это в период усиленной борьбы с церковью.
По бокам основного свода размещены праздничные треугольники, на которых изображены знамена и оружие. Авторы – С.М. Казакаов и А.М.Сергеев.
На одном из панно можно разглядеть герб Российской империи ( что весьма странно).
Торец станции украшен золотым смальтовым гербом СССР. Под ним расположен бюст В.И.Ленина.

 

Новослободская

Дата открытия: 30 января 1952 года
Автор:  А. Н. Душкин.

На этой станции пожалуй, чаще всего можно встретить иностранцев, с горящими глазами и щелкающими фотоаппаратами. Это и понятно, потому что оформление станции вполне «готично».
Доминантой декора этой станции являются 32 витражных панно, подсвечиваемых изнутри лампами. Сейчас все они закрыты прозрачным стеклом от вандалов. В этой станции есть что-то готическое, если посмотреть вдоль нее: узкие пилоны взлетают к нему, да и витражи очень напоминают витражные стекла готических соборов. Витражи выполены в Риге, группой художников по эскизам П.Д.Корина.
Центральное место в торце станции занимает панно, выполненное из смальты «Мир во всем мире», автор П.Д. Корин. Счастливая мать держит на руках ребенка, который тянет ручки к голубям и к свету. Интересно то, что раньше ребеночек тянул ручки… к Сталину. Но после «развенчания культа личности» это изображение пришлось заменить голубями. Вот такая история.

 

Белорусская

Дата открытия: 30 января 1952 года
Название станции обусловлено тем, что над станцией находится Белорусский вокзал.
Основной темой оформления является культура и хозяйство Белорусской ССР.
Пилоны станции, как и удивительные светильники, выполнены из мрамора. Потолок украшают 12 дивных панно из мозаики и мрамора. С первого взгляда, кажется, будто они нарисованы. Но если приглядеться, то видно, что это мозаика. Кусочки мрамора ювелирно подобраны по цвету. Поразительная работа!
Пол выложен плиткой таким образом, что также напоминает типичный белорусский узор.
В общем, думаю, что белорусы, должны чувствовать себя здесь как дома ?.

 

Киевская (кольцевая)

Дата открытия:  14 марта 1954 года
Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.
Станция, безусловно, очень красивая. Но на мой вкус несколько аляпистая. В оформлении «всего много»: тут и мозаики, и кружево-лепнина и крупные люстры. В общем на любителя ?
Как и сегодня, на оформление данной станции был объявлен конкурс. Из 40 проектов, был выбран проект киевлян, группы архитекторов под руководством Е.И.Катонина.
Стены станции украшают 18 мозаичных панно из смальты, посвященные теме истории дружбы России и Украины, также встречают панно на тему Украины.
На торцевой стене расположен портрет В.И. Ленина, окруженный лепниной в виде флагов.
На этой станции, также как и на других было большое количество изображений Сталина , целых 5 штук. Сегодня их уже не увидеть, все они были переделаны.

 

Киевская (Арбатско-покровской линии)

Дата открытия: 5 апреля 1953 года.
Архитекторы: Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, В. М. Доброковский.
Ее оформление несколько отличается от Киевской-кольцевой. Тема ее также посвящена Советской Украине и теме соединения Украины с Россией.
В отличие от мозаик на Киевской кольцевой, Киевскую радиальную украшают фрески, на которых изображены трудящиеся Советской Украины («Энергетики», «Строители» и тд).
Как нам рассказала экскурсовод, в торцевой части станции также находится крупное панно, посвященное 300-летию соединения Украины и России. Но в данный момент оно закрыто, и находится на реконструкции.

.
Конечно, мне не удалось рассказать здесь обо всем. Самые интересные факты Мария рассказывала группе… во время перегона поезда между станциями. Поэтому если попадете на эту экскурсию, ни в коем случае, не отключайте во время переезда радиостанцию.
Если вам не достаточно моего рассказа, вы всегда можете записаться на экскурсии к Марии Вальдес Одриосола на сайте проекта «Выход в город» (сайт проекта временно недоступен).