Московское метро — одно из красивейших в мире, это факт. Но каждый день, пробегая в бешеном ритме по  переходам и станциям метро Москвы, мы не замечаем ту красоту, которая нас окружает под землей. В рамках проекта «Выход в город» мне удалось побывать в Москве на очень интересной экскурсии под названием «Станции метрополитена довоенного периода».

 

Нашим гидом на время экскурсии «Московский метрополитен довоенного периода»  была Мария Вальдес Одриосола, автор книги «Музы и метро». Мария как экскурсовод мне очень понравилась, она не грузила всякими занудными фактами, всячески пыталась вовлечь участников в процесс. Да и вообще, Мария очень позитивная и приятная. (О проекте бесплатных экскурсий по Москве мы уже писали

)

А вот и репортаж на канале "Вести", с нашим гидом

.

Сразу возникает  вопрос: как же проводить экскурсию и что-то рассказывать в метро под звуки грохочущих поездов? Как раз для этих целей нам раздали приемники и наушники, а экскурсовод говорила в свой микрофончик. Так что можно было гулять по станции даже в отдалении от группы, не боясь что-то упустить.

Одна из фишек при осмотре станций: рекомендуемое время для экскурсии— не раньше 22 часов вечера. В это время наименьшее количество людей в метро, кадры получатся отличнейшие! Лучше не ходить на экскурсии в метро в самый час пик.

Важно: в метро можно снимать только без вспышки, как это не печально. Могут оштрафовать.

Длительность: на осмотр восьми станций у нас ушло 2 часа. Если учитывать, что перегоны между станциями по 5 минут, то только на одни переезды у нас ушло 40 минут. Поэтому, если соберетесь прокатиться по метро самостоятельно, рекомендую маршрут распечатать, чтобы сделать наименьшее количество пересадок.

В этой статье я постараюсь изложить наш маршрут, со всеми подробностями, чтобы наши читатели смогли сами прокатиться и обратить внимание на все детали.

План экскурсии

1. Парк культуры (радиальная)
2. Кропоткинская
3. Красные ворота
4. Комсомольская (радиальная)
5. Площадь революции
6. Маяковская
7. Театральная
8. Новокузнецкая

Немного об истории довоенного метро

Решение о строительстве метро было принято в 1931 году, в связи с пресловутой транспортной проблемой. Население Москвы стремительно росло: после революции 1917 года произошло почти удвоение численности жителей. И уже в 1933 году началось строительство метрополитена. Все операции при первом строительстве производились вручную, а грунт кое где вывозился трамваями. В общем первым метростроевцам пришлось колоссально поработать.
Постепенно было закуплено оборудование за рубежом. 1934-35 годах работы велись в быстром темпе. На самом последнем этапе, перед вводом первой ветки в эксплуатацию, велись отделочные работы. Привезено было более 21 000 квадратных метров красивейшего мрамора из месторождений Крыма, Урала и Кавказа. В создании архитектурного облика станций первой очереди участвовали выдающиеся зодчие: И.А. Фокин, Д.Я. Чечулин, А.В. Щусев, А.И. Душкин, Н.Я. Колли, Я.Р. Лихтенберг, художник Е.Н. Лансере и многие другие.
Самая первая ветка — это Сокольническая линия, «красная». Участок на перегоне со станции метро Парк культуры до Сокольников.

Метрополитен был открыт для всеобщего пользования 15 мая 1935 года. Сложно себе представить, что всего за 3 года были сооружена целая ветка метро.
Интересно,  какая была реакция простых людей, которые впервые увидели эти красивейшие подземные дворцы? Влияние той красоты на людей, которая была создана почти 80 лет назад, не ослабевает и по сей день.


Парк культуры

Открыта в 1935 году. Архитекторы Г.Т. Крутиков, В.С. Попов.
На что обратить внимание: это одна из самых первых станций, колонны — имитация древнего храма.

Парк культуры строилась 11 месяцев. Вплоть до 80-го года станция называлась «Парк культуры им. М.Горького», но в преддверие Олимпиады ее переименовали.
Интересно, что станция сохранилась в первоначальном виде, заменены были лишь светильники и покрытие платформы. Вдоль платформы в два ряда расположены 44 колонны, облицованные крымским мрамором «кадыковкой» и увенчанные лепными капителями.


Кропоткинская

Открыта 15 мая 1935 года. Архитекторы А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг.
На что обратить внимание: смотрим вокруг и на потолок — верхние основания колонн напоминают цветы лотоса; ранее станция называлась «Дворец Советов» ( с 1957 года переименована в «Кропоткинскую»).

Одна из самых красивых и стильных станций. Здесь самый длинный зал, ведь по замыслу авторов станция должна была вмещать огромную толпу народа, который будет работать во Дворце Советов.
Проект станции получил гран-при на Международных выставках в Париже и Брюсселе, в 1937 и 1958 году соответственно. Подземное пространство по замыслу архитектора, напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда об утверждении проекта. Когда Л.М.Каганович возмутился таким сходством, хитрый архитектор ответил «У них дворцы для фараона, а у нас- для народа».
Есть также байка, что в оформлении станции используется мрамор от взорванного Храма Христа Спасителя, но это не так.
По мнению некоторых оформителей старой закалки, новые яркие светильники несколько лишают станцию таинственности.
Кстати , в ночь музеев, в метро Кропоткинская проводятся симфонические концерты. Рекомендую.


Красные ворота


Открыта 15 мая 1935 года. Автор проекта: И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис (соавтор)
На что обратить внимание: если приглядеться, то на в зале станции можно увидеть небольшие ниши, в них можно фотографироваться)
Проект станции удостоен Гран-при на Международной всемирной выставке в Париже 1938.
Уникальность состоит в том, что на огромной глубине была реализована трехсводчатая станция. Впоследствии именно такой тип стал типовым для станций глубокого заложения не только в Москве, но и зарубежом.
Своды залов станции украшены интересной система кессонов, в облицовке использован темно-красный грузинский мрамор "шроша". В основу пространственной композиции наземного вестибюля архитектором Н. А. Ладовским положена форма цилиндрического свода, наклонно выходящего из-под земли и являющегося как бы продолжением эскалаторного тоннеля. Этот свод завершается громадным арочным порталом, ассоциирующимся со сводчатой формой тоннеля, облегчая, тем самым, нахождение входа в метро на площади.
Во время Великой отечественной Войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения.


Комсомольская

Открыта 15 мая 1935 года.
Архитектор Д.Н. Чечулин, художник Е.Е. Лансере.
На что обратить внимание: на капителях колонн три буквы «К.И.М», означают Коммунистический интернационал молодежи; майоликовые панно "Метростроевцы" , выполненные художником Е.Е. Лансере, найти их можно, отправившись к выходу к Ярославскому вокзалу.
Станция строилась комсомольскими бригадами в тяжелейших условиях: с одной стороны оживленные вокзалы, с другой природные условия (грунтовые воды, раньше вообще на этом месте было болото).
Отделка станции выполнена по проекту второй архитектурной мастерской Моссовета под руководством Д.Н. Чечулина. Все пространство между балками и прогонами потолка заполнено сложными кессонами, каждый из которых (а всего их было установлено около 400) состоит из 12 частей и весит 250 килограммов.
Конструкция станции уникальна. Для обслуживания большого пассажиропотока станция была запроектирована с проходящими над путями вдоль всего сооружения балконами, которые способствовали более равномерному распределению пассажиропотоков.
За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный архитектурный облик без изменений. светильниками-"шарами".


Площадь революции

Открытие состоялось 13 марта 1938 года.
Архитектор станции и западного вестибюля: А.Н.Душкин
Инженеры-конструкторы: Н.А.Комаров, А.Н.Пирожкова, М.В.Головинова
На что обратить внимание: на станции установлены 76 скульптур, выполненных коллективом ленинградских скульпторов, это своеобразная галерея образов советских людей. Обратите внимание, что все они расположены тематически и по парам: революционеры, интеллигенты, ученые, матери и тд..
В оформлении станции удачно сочетается чёрный армянский мрамор давалу с красным, светло-золотистым, белым и серым мрамором других пород.

Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием посетителей метро и постепенно появились своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника, поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды; прикосновение к изящной ножке студентки излечивает от несчастной любви; а карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса все время воруют.Если долго находится на станции, можно найти реальное сходство между пассажирами и скульптурами. Попробуйте сами!

. Самая сумасбродная байка состоит в том, что поздно ночью, когда метро закрывается фигуры оживают... Бррр.


Маяковская

Открыта в 1938 году.
Автор проекта: А.Н.Душкин, Инженер Р.А. Шейнфан, художник А.А.Дейнека.
На что обратить внимание: смотрим на потолок: вдоль всей станции рамещены панно «сутки советского человека», если пройти всю станцию, то можно увидеть и утро и день и ночь.
"Маяковская" является первой в мире колонной станцией глубокого заложения. В отличие от пилонных станций, где продольные нефы "независимы" и отделены друг от друга массивными пилонами, на "Маяковской" путевые тоннели и центральный зал объединены в одну большепролетную конструкцию. Впервые удалось создать столь впечатляющий свободой, высотой, светом и объемом подземный дворец.
В 1938 году макет станции, представленный на всемирной выставке в Нью-Йорке произвел фурор. Уникальный проект "Маяковской" был удостоен Гран-при и вошел в анналы мировых памятников архитектурного и инженерного искусства. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры, а в 2001 году постановлением Правительства Москвы "Маяковская" включена в Государственный список памятников истории и культуры города.
Смонтированные в куполах-кессонах мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки на тему "Сутки советского неба" в мастерских ленинградской Академии художеств, не позволяют поверить, что станция расположена глубоко под землей.
В суровые годы Великой Отечественной Войны станция служила бомбоубежищем для тысяч москвичей.


Театральная

Открытие состоялось в 1938 году.
Архитекторы: И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков.
На что обратить внимание: смотрим на потолок, по всеми периметру установлены скульптуры тематики танцы народов СССР, скульптур Н.Я.Данько.
Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Путевые стены и мощные пилоны станции облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен черным и желтым гранитом. Круглые мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, хрустальные светильники в бронзовой оправе придают центральной части зала торжественный вид. Свод центрального зала украшен кессонами и майоликовыми барельефами на тему театрального искусства народов СССР (скульптор Н.Я.Данько).


Новокузнецкая

Открыта 20 ноября 1943 года
Архитекторы: И.Г.Таранов,Н.А.Быкова
Архитекторы вестибюля: В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, при участии Г.С.Тосунова и Л.А.Шагуриной. Инженер-конструктор: М.Семиз
На что обратить внимание: все художественное оформление станции подчеркивает силу и мощь русского народа против немцев. На потолке можно увидеть смальтовые панно, изготовленные по эскизам А.А. Дейнеки художником В.А. Фроловым в блокадном Ленинраде, в отсутствие тепла и еды. После смерти В.А. Фролова панно были вывезены на санях по ладожскому озеру и доставлены в Москву.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.В.Томского. В центре ее - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков. На щите надпись: "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны". Свод и пилоны отделаны прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами (скульпторы Н.В.Томский, А.Е.Зеленский, С.Л.Рабинович, Н.М.Штамм).

На этом наша экскурсия закончилась, ведь было уже около 24 часов. Продолжение следует.