Гора святого Петра в Крыму, больше известная как Ай-Петри – туристическое сердце южного побережья Крыма. Сюда едут туристы со всех уголков полуострова. Еще бы, самостоятельно сюда карабкаться не надо. Комфортный фуникулер за 10 минут поднимает на головокружительную высоту, и вы видите вместо острых зубцов недоступной горы ровное плато, на котором есть множество развлечений. Так что подняться на Ай-Петри стоит не только ради красивые фотографий, расскажу, чем еще можно заняться наверху.

Ай-Петри. Фуникулер

Отдыхая в Ялте, мы не смогли удержаться и тоже отправились на Ай-Петри, хотя я уже как-то поднималась на вершину. С транспортом решили не мудрить и вызвали официальное такси. Дорога из центра Ялты до фуникулера обошлась нам в 350 рублей. Можно, конечно из Ялты до канатной дороги добраться и на автобусе, но дольше.

Подъезжая к Ай-Петри, почувствовала неладное - вся вершина, о ужас, была в облаках. Но делать было нечего, так как на вечер у нас был намечен переезд в другой город, поэтому иного шанса попасть наверх просто не было.

На Ай-Петри

Мы приобрели билеты на фуникулер (350 руб. с человека в одну сторону) и запрыгнули в подходящую кабинку.

Кабинки вмещают в себя человек 20, но набивается гораздо больше. Поэтому, забежав внутрь, мы кинулись к окну, чтобы полюбоваться видом, до момента вхождения кабинки в облака. По мере приближения к вершине мы все больше погружались в белое и пушистое облако.

Подъем на Ай-Петри

На верхней станции вышли и отправились на смотровую, плотно окутанную молочной пенкой облаков. Конечно же мы были расстроены!

Между тем, к нам подошел один крымский татарин. Мы оглянулись - и поняли, куда мы попали. На восточный базар!

На Ай-Петри

Забегая вперед скажу, что на вершине Ай-Петри - настоящая вотчина Крымских татар, организующих досуг туристам. Чего здесь только нет! Восточный базар, восточные кафешки, прогулки на лошадях.

Восточный базар на Ай-Петри

Все бы ничего, если бы не навязчивый сервис. Любого замешкавшегося путника на вершине приставучие зазывалы приглашают к себе. После того, как к тебе подойдут 20 человек, каждому объяснишь, что его услуги не требуются, тебе уже ничего не хочется. Мы назвали это тестом на вежливость.

Крымский татарин резко выделялся из толпы умением продавать. Он констатировал факт, что в туман нет смысла лезть на зубцы, зато отличным времяпрепровождением может быть прогулка на Ай Петри на лошадях, а обед в интересном татарском ресторанчике. С аргументами не поспоришь, поэтому мы решили узнать подробности, чтобы облом от закрытого вида облаками хоть как-то компенсировать.

Первым делом мы заинтересовались рестораном. Точнее, рестораном в общепринятом понимании это очень тяжело назвать – скорее постройки, приспособленные под общепит.

Татарский ресторанчик на Ай-Петри

Татарин провел нам целую экскурсию, показал, как готовятся блюда национальной кухни.

Увидев, что глаза наши загорелись, повел в чайхану на второй этаж. Это было очень самобытно и колоритно, ничего общего с привычными нам чайханами в центре города.

Хозяин заманивал также и тем, что у него можно померять национальные костюмы и сфотографироваться в них, явно на меня рассчитывал (знал, на что давить). Но мы посещение ресторана отложили напоследок, понимая, что после сытного обеда мы не будем способны ни на какие подвиги, связанные с движением.

Сначала же решили покататься на лошадях, тем более, что мой спутник ни разу этого не делал. Без особого инструктажа мы забрались на лошадок, так как Ринат заверил, что это очень просто, даже пожилые женщины справляются.

Цокаем на часовую прогулку большим караваном: лошади, на которых восседали мы, пару месяцев назад принесли жеребят, вот все эти жеребята и ходили хвостиком. Было забавно.

На Ай-Петри

Кстати, фотоаппарат отдали небольшому пацаненку, чтобы он нас сфотографировал. Как вы понимаете, мы им доверяли уже как друзьям, иначе свою любимую зеркалку я ни за чтобы не отдала, как говорил Буратино: «Хоть дерись!». Его собратья по бизнесу посмеивались, мол, зря вы это сделали, он очень быстро бегает.

Мы прошлись по плату Ай Петри, поднялись в горку. Далее проводник повел нас пешком к утесу.

Здесь нам тоже не очень повезло, так как все было в тумане, но колорита прибавило.

На Ай-Петри

Обратно мы попросили, чтобы нас отвезли к пещере Геофизической. Посещать мы ее не стали, но побродили рядом, отдохнули на травке в окружении трав и цветов.

Между тем, облака немного рассеялись и ,о чудо, показалось побережье, правда ненадолго. Также мы наконец-то увидели и те самые зубцы Ай-Петри.

За время прогулки мы успели изрядно проголодаться и наконец то отправились пробовать татарскую кухню.

Про первый ресторан, который мы увидели в начале нашей прогулки на Ай Петри, благополучно забыли, так много здесь предложений. Прости, Ринат!

Голодному туристу держать себя в руках сложно, потому что вокруг все сделано для того, чтобы есть, есть и еще раз есть. В огромных котлах дымится плов, булькает лагман, шашлычок заманивает... в общем, мы не выдержали… Победил тот, кто наиболее красиво заманивал. Молодой парнишка рассказал нам, что его семья держит этот ресторанчик. Готовят они не много, так как людей в мае мало, заботятся о свежести еды. Что ж, сильные и правдивые доводы.

Мы попросили провести нас наверх, кстати, чайхану берегут на Ай Петри от не продвинутых. Если ты не в курсе того, что у кафе есть второй этаж, то есть придется в душном помещении на первом этаже, похожим на столовку. Знающим же раскрывается весь мир восточного гостеприимства и колоритного застолья. Согласитесь, немного странно при отсутствии туристов играть в такие прятки.

На Ай-Петри

Как и полагается в чайхане, надо было снять обувь. Столик был низенький, но удобный.

Начали мы свою трапезу с прекрасного восточного кофе.

Далее нам принесли лагман и безумно вкусную свежую лепешку из тандыра. Горный воздух, предшествующая физическая активность, подлинный татарский интерьер (а не стилизация, сделанная новомодным московским дизайнером интерьеров) и настоящая татарская кухня – это сочетание невозможно сравнить ни с чем.

На Ай-Петри

Попробовали мы также и небольшие рукодельные пельмешки, и, конечно же, немного плова.

Кухня нам очень понравилась, из чайханы мы буквально выкатились.

Перед уходом мы обошли весь восточный базар, научившись ловко отмазываться от зазывал, запоминайте магические слова: «Спасибо, мы уже пообедали».

На восточном базаре можно было купить изделия из шерсти, восточные черевички, травы, чай, восточные сладости, специи. Будто ты не в Крыму, а где-нибудь в Турции. Во весь этот восточный колорит мы еще окунемся в нашем путешествии – ведь следующим городом у нас был намечен Бахчисарай с Ханским дворцом.

Между тем, на Ай Петри погода налаживалась - пару фотографий нам удалось сделать на смотровой.

На Ай-Петри

Я же очень хотела попасть к зубцам, но к ним выстроилась такая очередь, что мы решили не ждать и отправились на фуникулере вниз.

Очутившись на земле, Ай Петри открылась нам во всей красе. Кстати, к моменту спуска ветер окончательно разогнал все облака.

Так что, если вы верите в хорошее, то можно подниматься наверх и в облачную погоду, чтобы почувствовать восточное гостеприимство и весьма необычно провести пол дня.

От нижней станции фуникулера мы пешком отправились в Алупкинский парк, очень уж мне хотелось снова посмотреть Воронцовский дворец и чудесный рукотворный сад. Но это будет уже другая история.