//
Сейчас Вы читаете..

Подмосковье

Военно-технический музей в Черноголовке

Слышали ли вы о Военно-техническ ом музее, не так давно открывшемся около наукограда Черноголовка? Создатели музея проделали невероятную работу, чтобы собрать и отреставрировать удивительные экспонаты, которые можно увидеть всего в нескольких десятках километров от Москвы. Летающая тарелка, бронированная машина Сталина, надежность которой он проверял на живых людях, машина киногероя режиссера Якина и многое другое. Мы рады, что познакомились с сотрудниками музея, которые умеют рассказывать о своем «детище» так, что возникает один вопрос: «Почему я раньше не побывала в этом музее?!». Предлагаем вашему вниманию небольшую увлекательную экскурсию по Военно-техническ ому музею, написанную его сотрудниками, после которой, я уверена, у вас не останется сомнений, куда выбраться из Москвы в ближайшие выходные.

Военно-технический музей в Черноголовке

Военно-технический музей в Черноголовке

 

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в Военно-техническ ом музее! Один из самых молодых музеев Московской области интригует своей коллекцией – у нас представлена эволюция технической мысли от тачанки до летающей тарелки. И сейчас мы с вами попробуем пройти этот путь, который удивительной нитью хитросплетений истории прошли наши экспонаты. Более 400 единиц разных эпох, заводов, стран собраны в нашем музее. Даже простое перечисление тактико-техничес ких характеристик займет не менее четырех часов. Поэтому мы с вами остановимся на знаковых экспонатах, которые стали событием для определенного времени.

 

Военно-технический музей в Черноголовке

Военно-технический музей в Черноголовке

 

Итак, начнем сначала.

Тачанка

Все наши представления о ней связаны с историей Гражданской войны в России. А ведь прообраз боевой единицы появился намного раньше: 1200 колесниц поддерживали пехоту Древнего Египта. Но наша тачанка это совсем другая история, совсем другое тактическое применение и совсем другая конструкция. Именно такой она была на вооружении Красной Армии до 1956 года и называлась она в регламентирующих документах – боевая пулеметная повозка для кавалерийских частей. Тот остов, который поступил в наши реставрационные мастерские, представлял собой лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие. Восстановить конструкцию можно было лишь по оригинальным чертежам, которые мы в результате долгих поисков нашли на Сердобском заводе в Пензенской области. Наши старания увенчались успехом лишь спустя год непростой работы наших мастеров. И вот все элементы готовы и прокрашены, конструкция собрана, пулеметная рама установлена. Кстати, в начале 20-го века устанавливались два типа пулеметов: пулемет системы Льюиса или пулемет системы Максима. Но выбор остался за «максимом»: он был устойчив при стрельбе со штатного станка, давал хорошую кучность и позволял очень точно управлять огнём.  Итак, конструкция готова, теперь нам нужно было убедиться, что наша тачанка настоящая боевая единица. Для испытаний мы вначале запрягли пару лошадей. Но оказалось, что вес снаряженной и укомплектованной единицы, масса которой более тонны, они могут «тянуть» только по хорошей дороге, на поле тачанка с парой лошадей встала. Добавили еще пару – и наша тачанка полетела!

Откровенно сказать, таких тачанок не так уж много. Слух о нашей, тут же облетел всех коллекционеров и специалистов. Год непростых работ, ошибок и неожиданных технических находок увенчался вполне заслуженным событием – тачанка была приглашена для участия в ноябрьском Параде на Красной площади. И 7 ноября 2010 года наша тачанка получила заслуженные аплодисменты всех участников и зрителей парада. И вот уже шесть лет, восстановленная нами тачанка – постоянная участница праздничных исторических парадов, театрализованных реконструкций боевых действий Первой и Второй мировых войн и экспонат, с которого начинается наша экспозиция.

 

ЗиС 110Б

Следующий наш рассказ об удивительном автомобиле – ЗиС 110Б. Знаменитые ЗиСы. Не смотря на то, что эти автомобили выпускались совсем недолго – с 1949 по 1957 год – они стали символом послевоенной жизни страны Советов. Своим появлением они были обязаны Сталину. Это он, со свойственными ему амбициями, потребовал от конструкторов создания «советского Паккарда». Не будем вдаваться в подробности всего «зисовского» семейства – там много своих перипетий, остановимся на нашем ЗиС-110Б с кузовом фаэтон. Таких машин за 8 лет заводом имени Лихачева, в те годы имени Сталина, было выпущено чуть более 40 единиц. История нашей машины, пожалуй, одна из самых интересных. Нашли мы этот ЗиС на Свердловской киностудии в те непростые времена, когда вся индустрия кинопроизводства находилась на грани банкротства. Машина была практически полностью разукомплектован а. В ней отсутствовали стартер, радиатор, сигналы, радиоприемник, часы, ручки и переключатели, а о корпусе и говорить не приходится! В общем, этот остов вряд ли можно было назвать автомобилем. А ведь это, тот самый красавец-киногер ой, который снимался в фильме «Верные друзья» и именно в нем в знаменитом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» так гордо и вальяжно восседал режиссер Якин. В общем, недолгие переговоры и машина передана в музей. Сами сотрудники киностудии понимали, что они не смогут обеспечить автомобилю должный уход и восстановление. Взяв ответственность за автомобиль, нам пришлось не один раз зарываться в исходные чертежи и документы в поисках информации. И вот это копание в архивах открыло нам еще один интересный факт в биографии машины. Оказалось, что до своей «киношной» части жизни, она несла войсковую службу в Уральском военном округе. И это были как раз те годы, когда командующим округа, по приказу тогдашнего министра вооружённых сил Николая Булганина, был назначен Жуков Георгий Константинович. Этот ЗиС 110Б был парадным автомобилем маршала. Эту часть биографии автомобиля мы и решили восстановить, изменив черный «киношный» цвет на серо-бирюзовый. Как раз этот цвет, совпадающий с цветом маршальской шинели, был выбран для парадных фаэтонов.

И вот начались работы по реставрации. Мы полностью перебрали двигатель, восстановили кузов. Многие элементы фурнитуры салона, напольное ковровое покрытие, тент, фирменные знаки, молдинги и ручки – нам пришлось изготавливать заново, опираясь на чертежи и знания специалистов. Работа длилась четыре года. Но тем больше наша гордость, что наш музейный ЗиС 110Б фаэтон – одна из самых лучших машин этой серии, сохранившая кроме полной аутентичности свои превосходные ходовые качества. Сегодня эта машина – участница многих торжественных парадов, представляет не только эпоху, но и Военно-технический музей.

 

Летательный аппарат «ЭКиП Л2-3», 1993 г.в.

Летательный аппарат

Летательный аппарат

Один из самых удивительных экспонатов нашего музея – это безаэродромный амфибийный летательный аппарат ЭКиП. С гордостью могу сказать, что только наш музей экспонирует этот уникальный проект конструкторского бюро Льва Николаевича Щукина. Можно много говорить о минусах так называемого периода застоя, но это абсолютно не касается технической мысли. Разработка подобного летательного аппарата в 80-е годы прошлого столетия оказалась настолько необычной и прогрессивной, что и сегодня остается вершиной инженерного гения. И даже само название говорит об этом: ЭКиП – экология и прогресс. Именно такой смысл вложил в свое детище Лев Щукин. Разработка, начавшаяся в прошлом веке, и сегодня будоражит умы конструкторов всего мира, ведь недаром расчетливые американцы, едва узнав о проекте, предлагали за него полтора миллиона долларов. Советские онструкторы сочли это предложение некорректным – это НАШ проект.

А история его появления в музее такова: в 2010 году было предложено передать летательный аппарат музею в связи с расформированием Саратовского авиационного завода. Саратовцы побоялись, что в этой суете единственный в мире многофункциональ ный летательный аппарат может быть просто-напросто распилен и сдан в металлолом. Но процесс передачи оказался очень непростым. Собрать все необходимые документы и подписи нужно было на всех предприятиях, задействованных в разработке и изготовлении. Это и Саратовский авиационный завод, научно-производс твенное предприятие «Триумф», ракетно-космичес кая корпорация «Энергия» имени Королёва, объединение «Сатурн», машиностроительн ое конструкторское бюро «Прогресс», центральный аэрогидродинамич еский институт имени профессора Жуковского, институт геодезии и собственно авиационный концерн «ЭКиП». Уверяю вас, что перечислил я далеко не все инстанции. А уж о географии их расположения и говорить не приходится! Так что километров мы намотали немало.

И вот, наконец, 21 марта 2011 года ЭКиП, разделенный для транспортировки на 3 составные части, прибыл в Военно-техническ ий музей в селе Ивановское. Заранее была определена площадка для экспонирования, поскольку собрать подобный масштаб и вес непросто, все монтажные работы производились непосредственно на том месте, где и сейчас стоит этот красавец.

На торжественном открытие экспозиции 2 апреля 2011 года присутствовали Глава Ногинского муниципального района, Президент научно-производс твенной фирмы «ЭКиП» Анатолий Иванович Савицкий и конструктор ЭКиПа Семен Михайлович Зельвинский. А в 2014 году нам удалось организовать встречу с академиком, профессором Пушкиным Ростиславом Михайловичем, который работал в команде, занимаясь именно разработкой уникального двигателя.

Этот летательный аппарат не просто экспонат с историей развития научно-техническ ой мысли, это тот редкий случай, когда музей говорит не о прошлом, а о будущем, настолько прогрессивна сама идея. Ведь ЭКиП — принципиально новый летательный аппарат, обладающий уникальными эксплуатационным и свойствами. Он разработан для транспортировки грузов и пассажиров и может без проблем использоваться в труднодоступных районах планеты, к примеру, на Крайнем Севере. Он незаменим для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях: спасении людей на воде, тушении лесных пожаров. Кроме того, в качестве топлива планировалось использовать новейшую разработку – аквазин, топливо на 70% состоящее из воды.

Чтобы этот проект не был забыт, мы разрабатываем свои проекты. В планах — строительство нового выставочного павильона, в котором будет представлен сам ЭКиП и история его создания в фотографиях, деталях и чертежах. Мы сделаем все, чтобы наш ЭКиП стал не просто музейным экспонатом, а магнитом, притягивающим современную техническую мысль молодежи.

 

ЗиЛ-4105, 1983 г.в.

ЗиЛ-4105 – знаменитый правительственны й бронированный автомобиль, который настолько удивителен по уровню защиты, что даже американцы смогли повторить заданный советскими конструкторами уровень только в начале этого века.

 

Зил

Зил

 

Вопрос охраны первых лиц государства и предотвращения возможных покушений не терял своей актуальности с конца 19-го века. Именно тогда появляются первые бронированные кареты. Затем новый виток – годы правления Сталина. Это как раз с этими временем связана история, когда Иосиф Виссарионович решил «проверить» надежность своей новой бронированной машины ЗиС 115. Он предложил конструкторам сесть в автомобиль. Перед машиной построили взвод автоматчиков, которые и открыли по ней шквальный огонь. К счастью для конструкторов, их расчеты оказались верными и ЗИС-115 «без жертв» был одобрен комиссией. В годы «оттепели» правления Никиты Сергеевича Хрущева таких машин не делали, он предпочитал ездить на кабриолетах.

А вот 1969 год предъявит серьезные требования к качеству безопасности. В январе этого года произойдет попытка покушения на Брежнева. Из официальных лиц серьезно никто не пострадает, но вот одна из 11 пуль, выпущенных из пистолетов террориста-одино чки по правительственно му автомобилю ЗИЛ-111Г, станет причиной гибели водителя.

 

Зил

Зил

 

Разработка по улучшению бронирования начнется на заводе имени Лихачева. Курировать работы будет поручено Председателю КГБ Ю.В. Андропову.И наши конструкторы выберут совершенно новую на тот момент технологию обеспечения безопасности: вместо традиционного бронирования крыши и дверей решено будет использовать цельный бронированный корпус. Так называемую «бронекапсулу» сварили на Курганском заводе, а потом на ее базе собрали автомобиль! Такая конструкция абсолютно невозможна при серийном производстве. Так что каждый автомобиль – это ручная сборка. Всего их было собрано 25, из них два — с номерами шасси 001 и 002 — предназначались для испытаний. Автомобиль с 001 прошел все ходовые испытания, а наша машина с номером шасси 002 была предназначена для огневых тестов. Она выстояла под пулями винтовки Драгунова, пулями с термоупрочненным сердечником автомата АКМ, бронебойно-зажиг ательными пулями, не смогли разрушить автомобиль и гранаты, взорванные на крыше и под бензобаком. А вот испытание временем оказалось непростым. После прохождения всех тестов машина почти на 20 лет оказалась забытой в закромах одного из «зиловских» цехов. В начале 2000-х, когда уже началось расформирование многих заводских участков, разукомплектован ный автомобиль попал в музей. Процесс реставрации любого автомобиля начинается с его изучения и тщательного штудирования всех инженерных документов. А уж восстановление бронированного автомобиля весом более 5 тонн – это совершенно иной опыт, совершенно иная технология. Кроме того, что необходимая предварительная разборка потребовала «участия» крана, многие утраченные комплектующие, сделанные когда-то по оригинальным чертежам, необходимо было не просто восстановить, а сделать заново. Оказалось, что у автомобиля все системы были дублирующими: два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи, две тормозные системы. В результате, мы провели полную реставрацию двигателя, изготовили недостающие декоративные элементы и восстановили геометрию кузова. Она была деформирована во время «ударных» испытаний: автомобиль на скорости 60 км/ч врезался в бетонную стену. Внутренняя деформация автомобиля не превысила полутора сантиметров! Нам необходимо было провести все восстановительны е работы без мельчайших изменений в конструкции. Иначе произошло бы изменение технических характеристик машины, которая настолько четко выверена в своих ходовых качествах, что этот бронированный монстр даже на спущенных шинах движется со скоростью 160км/ч! А легкость разворота пятитонной шестиметровой махины сравнима с разворотом малолитражки.

 

Зил

Зил

 

В марте этого года наш полностью восстановленный автомобиль с сохраненными следами пулевых испытаний принимал участие в выставке «Гараж особого назначения. 95 лет на службе Отечеству».

Мы повнимательнее рассмотрели с вами лишь несколько экспонатов нашего музея. А ведь коллекция на примерах машин раскрывает более чем вековой период развития мировой технической мысли. Красавцы Форды — вся линейка начала 20-го века с индексами от «а» до «Т». Посмотрите на них – сам Генри Форд даже не предполагал, что его что его модель, получившая прозвище «жестянка Лиззи», станет легендой. А мы еще гордимся тем, что наша коллекция это ведь не просто кузов на колесах, а действующие машины, которые радуют наших посетителей звуком работы двигателя во время театрализованных и тематических мероприятий.

 

Форд

Форд

 

В быту словосочетание «поисково-спасательная техника», практически, не используется. Разве что мы можем сказать «вездеход». А в нашем музее так называется целая коллекция машин конструкторского бюро завода имени Лихачева. Виталий Андреевич Грачев – автор этой линейки удивительных машин. Это ему посвящены строки Андрея Вознесенского Ах, Грачев — шоферюга, легенда, томич!. Это о нем снят фильм «Запредельный конструктор», и это за его черновиками так гонялись американцы, предлагая огромные деньги за исчерканный лист бумаги. Посмотрите, вот он – единственный в мире по масштабу шнекороторный снегоболотоход 1972 год. ЗИЛ-4904 виделся создателям как вершина модельного ряда, машины которого должны использоваться поисково-спасате льными службами, геологами, нефтяниками, исследователям Крайнего Севера — всеми, кто имеет дело с тотальным бездорожьем. Здесь же в этой линейке и «амфибии», и «силач»-ЗИЛ-135 ЛМ, и единственный снегоход ЗИЛ-Э167, грузоподъемность ю 5 тонн.

Вы не знаете, как рассказать детям о войне? А может быть, лучше показать и рассказать? Вот знаменитая «тридцатьчетверк а» — танк Победы, а вот ГАЗ – Полуторка, полторы тонны груза везет. Вот такие красавцы выпускались до войны. А вот, смотри, та же машина, только это уже идет война, заводы эвакуированы. Конструкцию упростили максимально, даже отказались от передних тормозов – «телега с мотором», говорили бойцы. Но зато ремонтировать легко и быстро. А вот французские легкие танкетки рено и лоррейн. Удивительная конструкция в помощь пехотным подразделениям. Тягач-транспорте р грузоподъемность ю почти 2 тонны и скоростью 70 км/час! А это японский легкий танк Ха-Го. Он в рабочем состоянии. В мастерских поставили его на ход, и теперь он со скоростью 45км/час храбро везет свою 37-мм пушку.

 

Газ

Газ

 

И вот таких рассказов по истории мирового автомобилестроен ия в нашем музее сотни. А если вы устали или просто больше тяготеете к лирикам, чем к физикам, то и для вас у нас есть много интересного. Лесистый берег нашего пруда создает по-настоящему лирическую атмосферу. Между прочим, здесь признаются в любви. А для детей мы проводим военно-спортивны е программы, обучающие мастер-классы. Именно для них организована интерактивная площадка, где можно поиграть на настоящей военной технике, представляя себя храбрым бойцом Красной Армии. Проголодались? Полевая кухня всегда готова поддержать боевой дух солдатским обедом в настоящей полевой палатке. Еще ни один боец не устоял перед гречневой кашей с тушенкой!

Приезжайте в Военно-технический музей, чтобы продолжить наше аудиознакомство!

 

Как добраться

Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское. Официальный сайт.

Общественный транспорт: автобус на Щелковском вокзале № 320 «Москва-Черноголовка», № 360 «Москва-Дуброво», маршрутное такси «Москва-Черноголовка» — до Черноголовки, остановка — автовокзал. Далее пересесть на автобус № 73 «Черноголовка-Ивановское» и ехать до с. Ивановское, остановка «Больница», далее 400 метров пешком.

На автомобиле: надо двигаться по Щелковскому шоссе до пересечения с Малым бетонным кольцом, затем надо повернуть налево в направлении Ярославского шоссе, по указателю «Макарово» повернуть направо и ехать до села Ивановское. Даьлше по указателю до музея.


Комментарии:

Discussion

No comments yet.

Post a Comment

Мы в одноклассниках!

Рубрики