В минувшие майские праздники мы совершили очередное путешествие по Рязанской области. На этот раз мы выбрали несколько сел Сапожковского района, которые связаны с именами таких дворянских родов как Остерманы и Гобято. Доехать сюда можно по трассе М5 Урал, затем свернув на районный центр Сапожок, и далее левый поворот на села Кривель, Красный угол, Красное и Морозовы Борки. В Кривеле можно посетить скит Сергия Радонежского, но так как он был удален от основной дороги, мы решили его пропустить, и отправились сразу же в село Красный угол.

Усадьбы Рязанской области

 

Усадьбы Рязанской области

 

Когда-то оно принадлежало близкому другу Петра I - Ф. Лефорту, затем другому его соратнику - Александру Меншикову. После его ссылки в Сибирь села Красный угол и соседнее Красное достались Андрею Ивановичу Остерману. Причем это были майоратные владения семьи, то есть они передавались старшему сыну, их нельзя было продать или заложить. Андрей Иванович на самом деле был Генрихом Иоганном, выходцем из Германии. При Петре Великом он сделал головокружительную карьеру, однако с приходом к власти Елизаветы Петровны был осужден на казнь. В последний момент его помиловали и сослали в Сибирь.

Усадьбы Рязанской области

 

За ним в ссылку последовала его жена Марфа Ивановна. Дети Остерманов не уехали с родителями, но также впали у власти в немилость. Старший Федор был отправлен на службу в дальние гарнизоны. Младшему Ивану разрешено было уехать за границу. Дело в том, что Андрей Иванович, видимо чувствуя нависшую над ним угрозу, значительные средства перевел в голландский банк и распорядился, что получить их может либо он, либо его сыновья. Елизавета Петровна решила отпустить Ивана Андреевича Остермана в Голландию, а после того, как он заберет деньги, конфисковать их и посадить юношу. Однако добрые люди посоветовали Остерману не ходить в банк, а продолжить путешествие. Таким образом, Иван Андреевич долгие годы прослужил у шведского короля, вдали от родины. Только когда былое более-менее забылось он смог вернуться в Россию.

Усадьбы Рязанской области

 

Тем временем в селе Красное Рязанской губернии его брат Федор построил в 1761 г. Троицкий храм. Он стал родовой усыпальницей Остерманов. В общей сложности в этой церкви было захоронено пять представителей этого знатного рода. Первой была Марфа Ивановна – мать Федора и Ивана, затем там нашли последний приют и сами братья. Оба они были бездетными, поэтому свой титул, фамилию, имение и значительные средства оставили внуку своей сестры Анны – Александру Ивановичу Толстому.

Усадьбы Рязанской области

 

Личность это была героическая. Так как в начале жизни средств у молодого дворянина было немного, то юноша решил пробиться на военном поприще. Он принимал участие в штурме Измаила, затем служил в корпусе, сформированном его дядей М.И. Кутузовым. С приходом к власти Александра I  Остерман-Толстой сделал неплохую карьеру. С первых же дней войны с Наполеоном граф участвовал во всех основных сражениях. Он был одним из тех, кто выражал свое недоверие к генералам-иностранцам во главе русской армии. Как он говорил, для них Россия всего лишь мундир, который они могут снять в любое время, а для него она кожа, с которой он будет до конца. Во время боя при Бородино армия Остермана-Толстого сражалась у батареи Раевского. Граф был ранен, но вскоре вернулся в армию. Его войска преследовали Наполеона при отступлении. В бою на территории Чехии А.И. Остерман-Толстой был тяжело ранен и ему ампутировали руку, которую он захоронил в склепе Троицкой церкви в Красном. После ухода в отставку граф поселился на Английской набережной в Петербурге. Детей у Александра Ивановича не было, и он решил по примеру своих двоюродных дядек оставить титул и состояние своему племяннику В. М Голицыну. Однако тот за участие в восстании декабристов был отправлен в Сибирь. Говорят, это послужило поводом неприязненного отношения графа к новому императору Николаю I. Сразу же после его воцарения Остерман-Толстой уехал в Швейцарию и в Россию уже не возвращался. Там родственник графа, известный поэт Федор Тютчев, познакомил его с молодой итальянкой, которая родила графу Остерману-Толстому троих детей. Их потомки до сих пор проживают в разных странах Европы. Титул и имения в России перешли в 1856 г. к сыну осужденного декабриста Мстиславу Голицыну, прах которого также покоился в семейной усыпальнице в Красном. Даже тело Остермана-Толстого доставили сюда после его смерти из Женевы. Правда в советское время гробница была осквернена, а церковь закрыта.

Сначала мы проезжаем через село Красный угол, в котором сохранился храм Рождества Богородицы, построенный в 1790-1792 гг.

Усадьбы Рязанской области

 

Кроме того здесь остались старые хозяйственные постройки. По дороге в Красное, уже издали видим одинокое дерево посреди поля. Это сторожевой дуб, которому по слухам почти четыреста лет.

Усадьбы Рязанской области

 

Усадьбы Рязанской области

 

Здесь раньше проходила засечная черта московского государства, которую охраняли казаки. По этому дубу они и ориентировались, рядом с ним, возможно, разбивали лагерь. Подъезжаем к старому дереву поближе и видим, что на веточках дуба повязаны разноцветные ленточки «на счастье», мы тоже завязали свою на всякий случай.

Усадьбы Рязанской области

 

У корней лежит камень, на котором визитеры оставляют монетки. Надо сказать, что немало монеток собралось возле этого исполина.

Усадьбы Рязанской области

 

Это достаточно популярное место, на наших глазах приехало несколько машин. Привлекает людей не только старое дерево, исполняющее желания, но и святой родник, который расположен неподалеку. Называют его еще Филиппов, в честь отшельника, который якобы здесь проживал и пил родниковую воду.

Усадьбы Рязанской области

 

Усадьбы Рязанской области

 

Надо пройти от дуба вниз к реке метров двести и можно будет увидеть старую иву, которой тоже довольно много лет, судя по стволу. Прямо из корней Ивы бьет целебный родник, куда приезжают за водой со всей округи. Мы осмотрели местность с возвышенности, на которой стоит дуб. Действительно, окрестности видны отсюда на много километров. Мы видим и купола Рождественского храма в Красном угле, и Троицкий собор в Красном, куда мы и направляемся дальше. Кроме церкви здесь сохранились руины усадебного дома, который сейчас восстанавливает православная община села.

Усадьбы Рязанской области

 

Усадьбы Рязанской области

 

Работы идут во всю, что-то пилят, рубят. Один флигель уже даже покрасили.

Усадьбы Рязанской области

 

Близко мы не стали подходить, а полюбовались усадьбой со стороны пруда. В мае все здесь выглядит очень красочно, а когда мы были в Красном в марте, Троицкий храм в тумане казался каким-то зловещим. Места здесь можно сказать дикие, но виды по дороге открываются потрясающие.

Усадьбы Рязанской области

 

Усадьбы Рязанской области

 

Следующей нашей целью было село Морозовы Борки. Основано оно было в середине XVII века, о чем говорит закладной камень перед храмом. Первым владельцем села был боярин Борис Иванович Морозов, видимо в честь него и назвали этот населенный пункт.

Усадьбы Рязанской области

 

Издавна здесь стоял деревянный Покровский храм, который неоднократно перестраивался. В начале XIX века знатные помещики села скинулись и построили каменную церковь, которая отлично сохранилась до наших дней, как и несколько дореволюционных зданий поблизости. В 1887 г. сюда переезжает из Таганрога семья Гобято. Глава ее, Николай Константинович, запомнился многими добрыми делами жителям села. Он организовал почтовое отделение, играл активное участие в жизни местной школы, выявлял наиболее способных учеников и помогал им продолжить обучение за бюджетный счет. Кроме того он выступил инициатором строительства дороги, которая связывала Морозовы Борки и ближайшие села с железнодорожной станцией. Дети Гобято служили родной земле по-разному. Дочь Наталья стала первой практикующей женщиной врачом в здешних местах, а сыновья Николай и Леонид прославились в военных операциях русско-японской и Первой мировой войны. Леонид Николаевич Гобято считается изобретателем миномета. За свою службу получил множество орденов и был смертельно ранен при взятии австрийской крепости Перемышль. Все представители этой семьи похоронены в родовом склепе в центре села Морозовы Борки, а Леониду Николаевичу рядом с Покровским храмом установили памятник. Напротив, у здания школы возвышается памятник, посвященный жителям села Морозовы Борки, погибшим во время Великой Отечественной войны. Говорят, сохранился и дом Гобято, но сейчас он находится в частной собственности.

Усадьбы Рязанской области

 

На этом мы решили закончить наше путешествие и в следующий раз посетить районный центр Сапожок.