Еще после посещения панорамы обороны Севастополя мне захотелось увидеть Бородинскую панораму в Москве и сравнить два полотна. Кроме того, на майские праздники нам удалось побывать на Бородинском поле - месте грандиозного сражения, и даже постоять на высоте Рубо, с которой художник писал окружающий ландшафт для своей знаменитой картины. Наконец, удалось дойти и до музея Бородинская панорама.

Находится он рядом с метро «Парк Победы» на Кутузовском проспекте. Здание круглой формы трудно не узнать. Тем более перед музеем возвышается памятник гениальному полководцу войны 1812 г. М.И. Кутузову.

Здание Бородинской панорамы

 

Взрослый входной билет стоит 200 рублей, экскурсия в составе группы 300 рублей, за 450 рублей кроме панорамы можно осмотреть с экскурсией еще и Кутузовскую избу. За 100 рублей можно взять аудиогид, что я и сделала. В целом аудиогид повторяет информацию, написанную у каждого экспоната с некоторыми дополнениями.

Уже в холле нас встречают фигуры представителей разных сословий России, которые стоят на фоне пейзажа Москвы начала XIX века. Несмотря на то, что наша страна в то время постоянно с кем-то воевала, эти бои проходили где-то далеко на границах, и жители Москвы узнавали о них только из сводок в газетах. Приход наполеоновской армии на наши земли стал настоящим потрясением для всего народа, в том числе и для москвичей.

Бородинская панорама. В холле музея.

 

Перед первым залом можно увидеть орудие времен войны 1812 г. Итак, начинаем осмотр.

Бородинская панорама. Орудие

 

Сначала мы видим экспонаты, рассказывающие о расстановке сил в Европе в начале XIX века. Здесь же висит портрет императора Александра I, который в самом начале своего правления считался вполне миролюбивым, заключил союзы с Великобританией, Австрией и другими мировыми державами.

Портрет Александра первого

 

В следующем зале мы видим портреты знаменитых генералов П.И. Багратиона и М.Б. Барклая-де-Толли, которые в начале войны командовали первой и второй русской армией.

Портреты генералов П.И. Багратиона и М.Б. Барклая-де-Толли

 

Эти армии, когда Наполеон перешел нашу границу, были разъединены, и главной их задачей стало объединение сил. Рядом картины, рассказывающие о важных событиях начала войны 1812 г. Например полотно «Дело казаков Платова». Для того чтобы прикрыть отступление армии Багратиона, казачьи полки под руководством генерала М.И. Платова, заманили французов в ловушку и нанесли им существенное поражение в битве неподалеку от города Мир.

Полотно «Дело казаков Платова»

 

Тут же висит картина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». На переднем плане мы видим генерала Н.Н. Раевского, ведущего в атаку своих солдат. Согласно распространенной легенде по обе руки от генерала шли его малолетние сыновья, таким образом, командующий собственным примером воодушевлял свое войско.

картина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой»

 

Следующая витрина посвящена главнокомандующему нашей армией М.И. Кутузову. Здесь собраны личные вещи полководца, его изображения и документы. После нескольких поражений русской армии летом 1812 г., Александр I, для поднятия духа солдат, назначил главнокомандующим М.И. Голенищева-Кутузова, который уже неоднократно проявил себя на полях сражений в русско-турецкой войне, отличился при осаде Очакова и взятии Измаила, и был уважаем абсолютно всеми слоями населения.

Портрет  М.Кутузова

 

Далее мы видим портреты генералов-участников Бородинского сражения. В отдельной витрине выставлены фигуры, одетые в форму французских и русских солдат войны 1812 г.

фигуры, одетые в форму французских и русских солдат войны 1812 г

 

На интерактивной карте каждый желающий может ознакомиться с ходом сражения на Бородинском поле.

Наконец мы поднимаемся на второй этаж, где находится полотно Ф.А. Рубо, созданное к столетней годовщине битвы.

Этот художник за свою жизнь создал три панорамы, но судьба Бородинской, пожалуй, оказалась самой удачной, ведь от «Штурма Ахульго» сохранились лишь фрагменты, а «Оборона Севастополя» практически полностью была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Поэтому только Бородинская панорама сейчас позволит оценить непревзойденный талант Ф.А. Рубо, при передаче батальных сцен. Перед нами полотно, высота которого составляет 15 метров, а длина 115 метров. Его дополняет соответствующее освещение и передний предметный план, который как бы сливается с картиной. То здесь, то там мы видим обгоревшую избу, убитого коня или глубокий овраг.

Бородинская панорама

 

Перед нами разворачиваются события, произошедшие 26 августа (по старому стилю) 1812 г. у деревни Семеновское в 10-30 утра. Уже несколько часов идет бой. Картина разделена на четыре сектора, и о каждом можно почитать информацию в специальном интерактивном терминале. Огром-ные потери в Бородинском сражении сильно ослабили русские и французские войска. Русским пришлось отступать к Москве, но французы так и не смогли завоевать желанной победы и разгромить русскую армию. Однако мы потеряли в тот день примерно 43 тыс.человек. В зале под панорамой можно ознакомиться с нашими потерями поименно.

Бородинская панорама

 

Бородинская панорама

 

Бородинская панорама

 

Бородинская панорама

 

Бородинская панорама

 

Бородинская панорама

 

Следующий зал рассказывает нам о том, какой была Москва до нашествия Наполеона. Многие улицы и площади навсегда исчезли после грандиозного пожара, уничтожившего почти две трети города. Бегство москвичей из столицы началось за несколько недель до того, как вражеские войска вошли в город. Здесь мы можем увидеть копию картины А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», во время которого М.И. Кутузов принял решение пожертвовать Москвой для сохранения армии. Наполеон вошел в Москву победителем под звуки «Марсельезы», однако практически в это же время начался пожар, который перекидывался из одной слободы в другую, уничтожая запасы продовольствия и все то, чем могла поживиться французская армия.

«Военный совет в Филях»

 

Говорят, что распоряжение поджечь Москву отдал Ф.В. Ростопчин, который занимал в то время пост московского губернатора. Заключить мир с Александром I так и не удалось, запасы продовольствия были на исходе, а пополнить их было негде, и французская армия решает отступать через Калугу, которую они еще не успели разорить. Однако именно здесь расположилась русская армия и преградила путь неприятелю. Пришлось Наполеону уходить той же дорогой, по которой он пришел. В итоге, когда-то великая армия была почти полностью уничтожена на территории Российской империи. На всем пути отступления ее преследовали партизанские отряды, холод и голод.

Мы видим в следующем зале портреты знаменитого Дениса Давыдова, В. Орлова-Денисова и многих других генералов, руководивших разгромом наполеоновской армии.

Генералы Бородинского сражения

 

В отдельной витрине представлены русские партизаны. На местах крестьяне также организовывали свои отряды борьбы с отступающими французами.

Мы видим портрет Василисы Кожиной, возглавившей сопротивление французским мародерам в одном из уездов Смоленской Губернии.

Портреты Курина и Кожиной

 

На стенах следующего зала несколько картин, изображающих основные сражения при отступлении армии Наполеона: «Бой под Малоярославцем», «Сражение под Красным», «Переправа через Березину» и, наконец, «Возвращение Наполеона из похода в Россию». Тут же мы видим карикатуры на французских солдат, посуду и разные предметы с символикой этой войны.

карикатуры на французских солдат

 

карикатуры на французских солдат

 

В конце концов, военные действия переместились на территории других государств, и для нас это главное. В музее очень ярко получается представить, как сплотился в тяжелое время народ от самых высших слоев общества, до беднейших крестьян, и смог вместе прогнать врага с нашей земли. Помимо основной экспозиции панорамы можно посетить еще восстановленную Кутузовскую избу, однако когда я закончила осмотр, она, к сожалению, уже была закрыта.

Возможно, Вам также будет интересно почитать отзыв о самостоятельном путешествии на Бородинское пол е, посещении Спасо-Бородинского монастыря , и посещении музея Раевского на Бородинском поле .