Друзья неожиданно предложили мне присоединиться к экскурсии «Чудотворные иконы Москвы». Я согласилась прогуляться по церквям столицы за компанию, да к тому же часто бывает, что проходишь мимо какого-нибудь московского храма, и абсолютно ничего о нем не знаешь. А так появилась возможность послушать интересный рассказ о родном городе замечательного экскурсовода.

Длится эта экскурсия примерно четыре часа. При планировании прогулки стоит учитывать, что время экскурсии ограничено, поэтому постоять у каждой святыни со своими мыслями вряд ли получится. Итак, в субботу утром мы ждем гида у метро «Алексеевская». Так как по новым правилам парковаться в Москве практически нигде нельзя, автобус подъезжает в последний момент, поэтому пришлось немного померзнуть в ожидании, пока соберется вся группа. Вот что нам предстояло увидеть:

Храм Тихвинской иконы Божьей матери около станции метро ВДНХ

Тихвинский храм Тихвинский храм

Тихвинский храм

Первым у нас в программе был храм Тихвинской иконы Божьей матери около станции метро ВДНХ. Надо признаться, что я проходила мимо него много раз, так как поблизости живет подруга, но не знала, что это старинная церковь, чудом уцелевшая в советское время. Когда-то давно здесь находилось село Копытовка, которое стояло возле дороги на Троице-Сергиеву лавру. Известно, что даже царские особы особо почитали Сергия Радонежского и ходили в Лавру на богомолье пешком. Дорога занимала несколько дней, поэтому по пути появилось несколько путевых дворцов для ночевок царей. Первой остановкой по дороге в Троице-Сергиеву лавру и стало село, которое назвали Алексеевским в честь царя Алексея Михайловича, построившего здесь дворец и велевшего заложить церковь. Освящали храм уже при его сыне Федоре Алексеевиче, который подарил этой церкви главную святыню – Тихвинскую икону Божьей матери. Эта святыня почитается как защитница Москвы и москвичей.

Существует легенда, что во время Великой Отечественной войны Сталин приказал на самолете пролететь с Тихвинской иконой вокруг столицы, после чего удалось разгромить фашистов под Москвой. Сложно поверить, что вождь мог такое приказать, но так говорят…

Тихвинская церковь построена в стиле московского барокко, украшена кокошниками и декора-тивной резьбой. В подвальных помещениях храма в советское время размещались мастерские предприятия «Софрино», в которых изготавливали различную церковную утварь. Кстати храм этот не закрывался даже после революции 1917 г. Внутри частично сохранилась роспись стен XVIII-XIX веков, молельные комнаты царя и царицы и древняя изразцовая печь. Так как после войны с Наполеоном Тихвинский храм сильно пострадал, в XIX веке проводилась его реставрация, после которой на потолке при входе появился знак «Всевидящее око». В Тихвинском храме хранится еще одна особо чтимая икона Божьей Матери «Прибавление ума». Говорят, что к ней обращаются люди в сложных жизненных ситуациях, она помогает сделать правильный выбор и дает исцеление душевнобольным.

А в молельной комнате царя, там, где находится старинная печь, висит небольшая, но тоже почитаемая икона «Поможеница родам», у которой женщины в положении просят легких родов без осложнений. Нам дали время подойти к каждой святыне, и рассказали многое об устройстве храмов, о различных видах икон Божьей Матери, чем они отличаются.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Гончарной улице

Успенский храм на Гончарной улице Успенский храм на Гончарной улице

Успенский храм на Гончарной улице

Затем мы отправились в район Таганки на Гончарную улицу к храму Успения Пресвятой Богородицы. В XVII веке, когда возводили каменную церковь, здесь размещалась Гончарная слобода. Неподалеку находилась мастерская Степана Полубеса, который украсил храм цветными изразцами.

Изразцы храма Изразцы храма

Изразцы храма

Изразцы храма Изразцы храма

Изразцы храма

В церкви хранится один из чудотворных списков иконы «Троеручица». Без пояснений я бы никогда и не заметила, что на этой иконе у Богородицы нарисованы три руки. Связано это с легендой о том, что православный святой Иоанн Дамаскин, живший в Сирии, вступил в полемику с византийским императором о необходимости почитания икон. Тогда его оклеветали, и халиф приказал отрезать Иоанну Дамаскину руку, что и было сделано. Помолившись иконе Богородицы, святой заснул, а когда проснулся, увидел, что рука снова приросла. В благодарность за исцеление, он повесил на чудотворный образ серебряную руку. С тех пор Троеручице молятся об исцелении различных физических недугов. В углублении стены Успенского храма поместили еще один список с этой иконы, так что людям необязательно заходить в церковь, чтобы помолиться этому образу. Хотя тот, что внутри более древний.

Храм Святителя Николая на Новокузнецкой улице

Храм Святителя Николая Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

Следующим пунктом экскурсии стало Замоскворечье и храм Святителя Николая на Новокузнецкой улице, который находится рядом с метро «Павелецкая». Этот собор представляет собой яркий образец архитектуры XIX века, для которой было характерно использование западных католических приемов при украшении храмов. Так и Никольскую церковь украшают скульптуры святых, несвойственные православным храмам.

Храм Святителя Николая Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

Интересно, что в советское время храм Святителя Николая не закрывали, а свозили в него святыни из многих ближайших церквей, которые были разрушены. Я с удивлением узнала, что не месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая», находился храм Параскевы Пятницы, из которой была привезена в Никольский храм икона, почитаемая московскими купцами. Кроме того, в Храме Святителя Николая находится чудотворная икона «Утоли мои печали». К церкви примыкает православный Свято-Тихоновский институт, поэтому здесь всегда много молодежи. Кстати, в местной трапезной пекут очень вкусные пирожки с самыми разными начинками.

Храм «Всех скорбящих радость»

Храм «Всех скорбящих радость» Храм «Всех скорбящих радость»

Храм «Всех скорбящих радость»

Далее мы отправились к метро «Третьяковская». Здесь на Большой Ордынке возвышается красивый храм «Всех скорбящих радость». К его строительству имеют отношение два выдающихся архитектора: Василий Баженов и Осип Бове. Московский купец А.И. Долгов, усадьба которого стоит напротив, выделил средства на строительство каменного храма и заказал работу своему родственнику В. Баженову. К сожалению, после пожара 1812 г. здание сильно пострадало, поэтому О.И. Бове практически отстроил его заново. Кстати, в своей усадьбе Архангельское в Рузском районе Бове построил аналогичный храм, о котором я уже писала раньше (об это усадьбе здесь , только не путайте ее со знаменитой усадьбой Архангельское в Красногорском районе). Внутри церкви на Большой Ордынке хранится чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Кроме того в храме висят изображения святых, выполненные знаменитым художником В.Л. Боровиковским.

Особняк Долгова напротив церкви Особняк Долгова напротив церкви

Особняк Долгова напротив церкви

Храм Святителя Николая в Толмачах

Затем пешком мы направились к Третьяковской галерее, через которую можно пройти в храм Святителя Николая в Толмачах. Я думаю, не многие знают, что на территории картинной галереи есть отреставрированный храм, где выставлены уникальные иконы, предоставленные Третьяковской галереей. В храме отмечено место, где молился Павел Михайлович Третьяков, а главной святыней является икона Владимирской Божьей матери, которая датируется далеким XII веком.

Я думаю, эта экскурсия будет интересна не только глубоко верующим православным людям, но и всем, кто интересуется историей Москвы. Лично мне, очень понравился простой и содержательный рассказ экскурсовода об архитектурных особенностях того или иного времени, о том как устроены православные храмы, какие бывают иконы и почему некоторые из них становятся чудотворными. К сожалению, в храмах нам категорически запретили фотографировать, поэтому мне сложно передать красоту интерьеров этих церквей, стоит прийти и увидеть все своими глазами. К тому же, мне кажется, если человек хочет обратиться со своей просьбой к чудотворной иконе, лучше это делать в спокойной обстановке, а не в составе экскурсионной группы. А на экскурсии выделить для себя наиболее понравившиеся и близкие по духу святыни.