Если вы думаете, стоит ли ехать на Черное море (Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Адлер) на машине, то, думаю, мой отзыв поможет определиться. Буквально вчера мы проехали первую часть дороги на Море: Москва-Ростов-на-Дону, поэтому спешу поделиться отзывом о поездке в целом, а также рассказать о состоянии трассы, ужаса при пересечении пропускных пунктов платных участков, информацией о найденных поселков с хорошими кафе и многим другим.

Дорога М4 Дон

 

На дворе стоит август месяц, а вернее его почетная вторая половина. Так получилось, что мы оказались среди того огромного потока туристов, которые решили поехать на машине на Черное море.

Как правило все едут из Москвы до Ростова-на-Дону или его пригородов, ночуют, а за второй день преодолевают оставшиеся сотни километров до курорта, нам, например, после Ростова оставалось еще 460 километров, но это другая история. Сегодня поговорим о 1100 километрах от Москвы до Ростова.

Выезд на трассу Дон (М4) находится на юге Москвы, сразу после съезда на Каширское шоссе. Некоторые иногда называют трассу Москва-Дон Новая Каширка.

На море

 

Мы планировали выехать в 4-30 утра, но смогли тронуться от дома только в 6-30. Впереди была ровно половина МКАДА и выезд на трассу. После съезда со Мкада начинается бесплатный участок дороги, на котором уже собралась пробка из-за аварии. Потратив не менее часа, мы наконец прорвались!

Впереди нас ждал первый платный участок дороги, который мы надеялись проскочить пулей, но не тут-то было. Накануне мы купили через сайт Автодора, который строит платную трассу, транспондер-аналог проездного, они называется Т-pass. На устройство, которое надо приклеить на лобовое стекло, зачисляешь деньги, проезжаешь через отдельное окно. Стоимость этой штуки 800 руб, которые не возвращаются, за каждый участок списывают деньги. Однако проектировщики трассы сделали все, чтобы владельцы транспондеров не расслаблялись.

м4

 

м4

 

Едете вы по двух полосной дороге, впереди проезд через пункты оплаты платного участка и гигантская пробка... Потому что две полосы превращаются в 6 буквально за сотню метров от пропускного пункта. Всем все равно, что левая полоса для обладателей t-pass, один тамбовский волк так усердно жал нас к обочине, не понимая, что ему надо правее. Сотрудники Автодора регулируют движение после начала расширения, прогоняют всяких волков в свои полосы, но от пробки это не спасает. Вот такой вот проездной за 800 рублей.

Дальше, конечно, нам удавалось проехать без пробки, экономия времени на очередь на оплату составляла минут 10-15 на каждом участке.

Я была удивлена той системе, которая сделана. Куча платный участков, разбавленных бесплатными, перед каждым пробка. Так как нас заставляют платить за дорогу, перед которой надо стоять в пробке. Я уж не говорю, что замучили камеры, неоправданные ограничения скорости перед камерой. Инфраструктура платных участков также оставляет желать лучшего. Иногда попадались вот такие станции отдыха, но убогие. На всем участке нет даже аптеки. Туалеты встречаются регулярно, и на этом спасибо. Возможно, я сравниваю с платными автобанами Испании, Франции, Австрии, но наш вариант не тянет абсолютно.

Я не знаю, зачем были деланы огрызки платных участков, по-другому я это назвать не могу, видимо из-за экономии на оборудовании на съездах и въездах на дорогу. Самый зачетный участок составлял 2 километра, перед которым стоит пробка 2 километра. Ну вот где справедливость?

м4

 

Все спешат на юг.

м4

 

С горем пополам к часу дня мы добрались до Воронежа, объездная платная дорога вокруг которого, пожалуй, единственный нормальный участок. Пора обедать.

Мониторя в течение недели до поездки обстановку на дороге при помощи Яндекс пробок я пришла к выводу, что вечная краснота наблюдается в районе Лосево, которое находится после Воронежа. Поэтому обедать лучше до пробки, чтобы отдохнуть.

м4

 

Яндекс карты показывали большое количество кафе в районе поселения Малое Усманово, которое расположено сразу за Воронежом. Наше внимание привлекло мимимишное розовое кафе под названием Граммофонъ при отеле Усмань.

м4

 

В основном зале шла подготовка к свадьбе, поэтому нас накормили обедом в помещении, где проходят завтраки гостиницы. Меню классное, еда вкусная, цены скорее низкие, чем высокие-нормальные. Рекомендую это заведение!

м4

 

м4

 

м4

 

м4

 

После вкусного обеда мы полностью были готовы к пробке в Лосево. Стоит сказать, что в сторону Ростова большая часть машин ехали с московскими номерами, причем, много дорогих машин премиум-класса. Как говорится в рекламе, все поехали изменять Красному с Черным.

После Усманово справа находится импровизированная местность для отдыха. Люди съезжают на машинах с трассы на траву под деревья, стелют покрывала и отдыхают. Так что, имейте ввиду бесплатную площадку для отдыха на траве.

Подъезжая к Лосеву, мы становимся участниками импровизированного джипинга по бездорожью. Параллельно трассе идет грунтовая дорога, по которой гораздо приятнее ехать, чем стоять в 35 градусную жару в пробке. Это даже не обочина, поэтому дпс не трогала вереницу московских машин. Только люди смеялись в разговорчиках, что Москва организованно приехала к ним, чтобы создавать пробки.

м4

 

Проехав Лосево, Яндекс увел нас с трассы и довольно долгое время мы ехали по не особо хорошей, но пустой дороге. Навстречу проносились редкие московские машины, явно, возвращающиеся с юга, мы постоянно обгоняли тех, кто только едет на моря. Видимо, мы встречали тех, кто пользуется Яндекс навигатором, хорошо, что таких не много.

м4

 

Мимо нас проплывали станицы, колоритные местные жители и километры полей с подсолнухами. Не знаю, почему, но подсолнухи приводят меня в полный восторг. Видимо с Вангогом у нас схожий вкус.

м4

 

м4

 

м4

 

Ближе к вечеру мы снова выехали на М4 и с переменным успехом домчались до Ростова, постоянно тормозя перед камерами (спасибо антирадару). Где-то далеко погода портилась, но вместе с закатом создавала прекрасные пейзажи!

Закат в Ростове

 

В 8 вечера мы въехали в Ростов-на-Дону, проделав путь в 11 часов, не считая обеда. В целом, для расстояния в 1100 км, пика сезона и "заботе" Автодора это не так много.

Еще через час мы прибыли в Азов, где был забронирован ночлег в гест-хаусе (отличное место по приемлемой цене). Сил хватила на то, чтобы заказать пиццу, поковырять ее и заснуть богатырским сном.

Booking.com

Азов

 

Азов

 

Зачем мы поехали в Азов? Для того, чтобы была возможность сделать финт ушами и утром, исходя из обстановки с пробками, решить, какой дорогой ехать в Геленджик: по М4 или в объезд через Тимашевск и Крымск. Мониторинг пробок за неделю для выезда привел меня к решению аннулировать бронь отеля в Ростове и забронировать отель Азове, из которого удобнее двигать по объездной дороге. Все указывало на то, что вероятность объезда высока.

Местами дорога была сложная, но в целом нам даже понравилось. Перед поездкой мы подготовились, надеюсь, наши наблюдения до и во время дороги помогут другим водителям. Если бы не огрызки платных кусков дорог, то вообще было бы здорово. Пусть проезд даже был бы дороже, но зато один въезд и выезд на длинное расстояние. На следующий день нас ждала дорога к морю, и это грело душу.