Проснувшись утром пораньше, мы отправились на прогулку по Мурому. За первый день мы успели посмотреть многое, но далеко не все. Впереди нас ждали самые яркие и интересные достопримечательности Мурома - Спасо-Преображенский монастырь, Набережная, Воскресенский монастырь.Накануне мы обнаружили что в нашей гостинице лада на первом этаже находится туристическое агентство. Спустившись с сумками на ресешн, чтобы сдать их на хранение, мы решили уточнить сколько же стоит экскурсия. Оказалось, что стоимость данной услуги - 3 тысячи с человека. Предполагается, что маршрут будет проходить на автомобиле с посещением всех монастырей Мурома и села Карачарово, откуда родом Илья Муромец. Немного поразмыслив о том, что мы уже за вчерашний день посетили доброе количество монастырей, мы вежливо отказались и пошли гулять по городу самостоятельно. Тем более, погода стояла отличная, минус 25! Мороз и солнце!

Наш маршрут от Гостиницы Лада (ул. Московская), мы построили так, чтобы обязательно попасть к Спасо-Преображенскому монастырю, где хранятся мощи Ильи Муромца, а обратно в центр вернутся по Набережной.

Для начала мы немного прогулялись по улице Московской, чтобы оценить тот участок, который вчера пропустили.

Воскресенская церковь Воскресенская церковь

Воскресенская церковь

Далее мы свернули в переулки.

Муром Муром

Муром

Гуляя по Мурому Гуляя по Мурому

Гуляя по Мурому

По немногу мы дошли до красивой Сретенской церкви, которая находится на улице Воровского.

Сретенская церковь Сретенская церковь

Сретенская церковь

От церкви нам пришлось немного вернуться по направлению к набережной. Но эта прогулка доставила лишь удовольствие.

По дороге к Набережной и церкви Косьмы и Домиана нам пришлось преодолеть небольшой овраг по мосту.

Муром за два дня. Часть 2: Спасо-Преображенский монастырь, Набережная, Воскресенский монастырь фотография 7 Муром за два дня. Часть 2: Спасо-Преображенский монастырь, Набережная, Воскресенский монастырь фотография 7

Мы продолжили путь по необычным старым улицам Мурома.

Сами того не зная, мы очутились на Сколковой горке - самой высокой горке Мурома. Украшают ее Смоленская (1804 год) и Косьмо-Домианская церкви. Колокольня Смоленской церкви считается самой высокой в Муроме, она возвышается над всем городом.

Смоленская церковь Смоленская церковь

Смоленская церковь

Чуть ниже Смоленской церкви находится Косьмодомианская церковь. Эта Церковь имеет очень интересную историю. По преданию, она построена в 1552 году на том самом месте, где стоял шатер Ивана Грозного во время его похода на Казань. Отсюда он обозревал свои войска, которые переправлялись через реку. О пребывании Ивана Грозного в Муроме ходит много легенд: о том, как царь болел и излечился благодаря муромским святым, о том, как строил здесь свои войска.

Церковь является выдающимся образцом архитектуры, во многом благодаря 12-метровому шатру, который имеет 32 грани.  В 1862 году красивый каменный шатер обвалился, церковь более века стояла в полуразрушенном состоянии. Только в 2010 году рестовраторами была сооружен металлический каркас для купола, и церковь вновь засияла своей красотой.

После осмотра Церкви, нам пришлось опять подняться и продолжить наш пусть к Спасо-Преображенскому монастырю.

Стена Спасо-Преображенского монастыря Стена Спасо-Преображенского монастыря

Стена Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь очень большой. На его территории расположен целый ряд интересных объектов.

На территории монастыря На территории монастыря

На территории монастыря

Спасо-Преображенский монастырь Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

В Монастыре хранится частица мощей Ильи Муромца. Тайком сфотографировали.

Частица мощей Ильи Муромца Частица мощей Ильи Муромца

Частица мощей Ильи Муромца

Прогуливаясь по территории, мы услышали чудесный звон колокольчиков, который раздавался из небольшой церкви Сергия Радонежского. Оказалось, что в церковь можно было зайти и при желании позвонить по бронзовым пластинам. Эти звуки издавал инструмент Билла, или "поющая бронза".

Церковь у Монастыря Церковь у Монастыря

Церковь у Монастыря

Билла Билла

Билла

После осмотра монастыря мы отправились на набережную.

Спуск к Набережной Спуск к Набережной

Спуск к Набережной

Далее, выйдя на набережную, мы заметили небольшое здание, где находился ресторан Чайка.  О Ресторане я написала отдельный отзыв . Скажу только - что это одно из самых достойных и приличных заведений Мурома.

Пустынная набережная Мурома Пустынная набережная Мурома

Пустынная набережная Мурома

С набережной открывается очень красивый вид на Надвратную церковь Сергия Радонежского Спасо-Преображенского монастыря (построена в 2005 году).

Набережная Мурома Набережная Мурома

Набережная Мурома

По Пустынной Набережной мы дошли до Памятника Илье Муромцу (установлен в 1999 году, скульптор Клыков), который находится на Воеводской горе. Кстати, именно на этом месте когда-то находился Муромский кремль.

Кроме того, еще в 30-х годах прошлого века, здесь высился потрясающей красоты храм - самый высокий и торжественных храм Мурома - Муромский Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Но, судьба его не пощадила - как и сотни других храмов Собор был взорван большевиками.

Памятник Илье Муромцу Памятник Илье Муромцу

Памятник Илье Муромцу

Около памятника сооружена смотровая площадка.

Смотровая площадка. Вид на заснеженную Оку Смотровая площадка. Вид на заснеженную Оку

Смотровая площадка. Вид на заснеженную Оку

Несмотря на то, что на улице начало темнеть, наш маршрут на этом не закончился. По карте мы увидели, что недалеко находится еще одна церковь - Церковь Николы Набережного. Для этого нам пришлось опять спуститься с холма и проследовать по тропинке к церкви. далее снова подъем - на Квасницкую горку.

Церковь эту в народе еще называют "Церковь Николы Мокрого", так ка во время больших разливов вода подступаем к самым стенам церкви. Внутри церкви находится гробница еще одной муромской святой - Ульянии Лазаревской.

Около церкви находились купели и святой источник - Никольский родник.

Купели около Церкви Купели около Церкви

Купели около Церкви

Продолжаем путь по Мурому.

Мы проделали уже довольно большой путь - но впереди нас ждал еще одна достопримечательность - Воскресенский монастырь.

Воскресенский монастырь Воскресенский монастырь

Воскресенский монастырь

Территория казалась нелюдимой. Однако, одна из монахинь вызвалась нам лично показать монастырь. От нее мы узнали, что большой храм закрыт - там ведутся работы по восстановлению. Она рассказала нам также об истории восстановления монастыря, о тех иконах, которые находится на территории. За одно пригласила нас приехать летом - помочь сестрам.

Кстати, это место также связано со Святыми Петром и Февроньем. Когда супружескую пару бояре изгнали из города, по преданию именно здесь они жили в шалаше.

Из монастыря открывается вот такой вид на Муромские храмы.

Вид из Воскресенского монастыря Вид из Воскресенского монастыря

Вид из Воскресенского монастыря

Между тем, на улице уже совсем стемнело, и к центру мы направились по Навигатору. На пути нам встретился мост через овраг, а внизу была замерзшая речка Муромка.

Мост через овраг Мост через овраг

Мост через овраг

Так как до нашего поезда было еще много времени, мы решили отправиться поужинать в ресторан "Дворянский клуб". Там же находится и билльярд.

Дворянский клуб Дворянский клуб

Дворянский клуб

Напоследок мы еще раз заглянули на ярмарку, которая располагалась в Центре. Муромская ярмарка отличный пример того, как организовать развлекательную площадку при минимальных затратах. Тк, на площади были установлены: горка, деревянные сани, в которым можно было бесплатно катать детей. Взрослые могли почувствовать себя Емелей и влезть на печь, поиграть в русские зимние игры, покататься на лошади. В общем организаторам - твердая пятерка!

Ступа с Бабою-Ягой Ступа с Бабою-Ягой

Ступа с Бабою-Ягой

На вокзал мы отправились на такси, так как у нас было много вещей. Такси стоило всего 100 рублей.

В целом, от Мурома остались очень теплые воспоминания. Непременно вернемся сюда летом!

Часть 1 можно почитать тут.

Полезные ссылки

Гостиницы и отели Мурома: отзывы и бронирование