В завершении путешествия по Белоруссии мы побывали в военном музее под открытым небом, под названием Линия Сталина. Изначально мы не планировали там надолго останавливаться, так как не ожидали, что там обширная экспозиция, однако заехав в музей Линия Сталина на пол часика, мы остались там почти на два.

Музей Линия Сталина в Беларуси Музей Линия Сталина в Беларуси

Музей Линия Сталина в Беларуси

На 4-й день нашего путешествия по Беларуси мы планировали преодолеть порядочно километров: от города Лида до Смоленска. По дороге запланировали посещение городка Заславля с интересной историей и историко-культурного комплекса Линия Сталина, который находится недалеко от Минска и в шести километрах от Заславля.
Как я уже писала ранее, у нас не было подробного атласа дорог Беларуси, а навигатор не ловил, поэтому Линию Сталина мы нашли не сразу. Сначала мы заехали в Заславль, где нечаянно попали на праздник Белорусской письменности (о празднике можно почитать здесь ). Веселье и обилие белорусских товаров закружило нас с Наташей в азарте шоппинга... Но с нами был мужчина, которому было все это не интересно, поэтому нам пришлось оставить все эти «бабские штучки» в виде полотенец, постельного белья из льна, hand-made игрушек, и отправиться в суровый военный музей.
На выставке нам удалось приобрести карту Минской области, где и был отмечен музей, однако это не помешало нам свернуть не на ту дорогу и немного попетлять. В итоге, не без помощи местных жителей, мы вывернули на правильную дорогу и через минут 40 мы оказались на месте.

Припарковав машину мы вышли на разведку, прямиком отправившись к кассе. Там мы узнали, что можно приобрести экскурсию по комплексу, причем стоимость ее составляла всего 1000 рублей на троих. Там же в кассе мы узнали, что совсем за небольшую плату можно пострелять из настоящего пулемета Максим и из противотанкового орудия холостыми патронами. Но это мы решили оставить «на закуску». А пока нас ждала культурно-познавательная программа в музее Линия Сталина.

В качестве экскурсовода нам досталась молодая симпатичная блондинка в суровой камуфляжной форме. В кабинке экскурсоводов спал парень в военной форме, укрывшись плащ-палаткой — вот уж точно, солдат спит — служба идет.

Солдат спит-служба идет Солдат спит-служба идет

Солдат спит-служба идет

Сначала мы отправились в небольшой «Командный пункт», где нас ввели в курс дела, что же такое Линия Сталина.

Музей под открытым небом Линия Сталина — этого огромных размеров исторический комплекс, созданный к 60-й годовщине Великой Отечественной войны, в 2004 году. В основе музея — восстановленные доты Минского укрепрайона, построенные в начале 30-х годов прошлого века. Вообще на территории Беларуси существовали 4 укреп-района: Минский, Слуцкий, Полоцкий, Мозырский.
Линией Сталина негласно называли линию укреплений 30-х годов, которая тянулась вдоль Советско-польской границы (от Карельского перешейка вплоть до Черного моря). Вся линия состояла из 23 укрепрайонов и включала в себя более 4 тысяч долговременных огневых точек (ДОТов). Строилась линия с 1928 года по 1939 и простиралась она почти на 1200 километров.
С 25 по 26 июня 1941 года Минский укреп-район принял на себя первые удары фашистской армии.

Схема укрепрайонов Схема укрепрайонов

Схема укрепрайонов

Сегодня территория музея обширна, она занимает почти 40 гектаров: здесь находятся и ДОТы (долговременная огневая точка), и боевая техника на специальной площадке, и авиация, и противотанковые укрепления, и еще много чего интересного. Например, на территории музея находится функционирующая электростанция, построенная в 1938 году.

План музея Линия Сталина План музея Линия Сталина

План музея Линия Сталина

Здесь можно побродить по настоящим военным окопам и укреплениям,пострелять из настоящих пулеметов. Представляю, какой восторг это вызывает у мальчишек.
На праздники здесь проводятся военно-исторические реконструкции, что наверняка собирает огромное количество народу.
Первым объектом нашей экскурсии Артиллерийский полукапонир № 134.

Немного видео, чтобы понять, как он выглядит изнутри.

А вот так он выглядить снаружи.

Полукапонир Полукапонир

Полукапонир

Полукапанир Полукапанир

Полукапанир

В трехабразурном ДОТе, рассчитанном всего на 12 человек, была полностью воссоздана обстановка тех лет. Признаюсь, нам вчетвером с экскурсоводом там было тесно, не представляю, как там размещались 12 человек. Из обстановки можно отметить: один ручной пулемет, три станковых пулемета, перископ, чтобы наблюдать за противником (в него кстати можно заглянуть). Экскурсовод рассказала нам, как была устроено фильтро-вентилляционная система того времени.

Внутри ДОТа Внутри ДОТа

Внутри ДОТа

Танковые колпаки.

Музей Линия Сталина Музей Линия Сталина

Музей Линия Сталина

Реконструированные окопы.

Укрепления Укрепления

Укрепления

По пути экскурсовод показала нам разные противотанковые заграждения. Здесь представлены и наши противотанковые ежи, и немецкая высокотехнологичная система противотанковых заграждений.

Смотровая вышка Смотровая вышка

Смотровая вышка

Места, где расположен музей, очень живописные.

В рамках экскурсии мы также посетили еще ДОТ№ 132.

Небольшое видео экскурсии.

ДОТ 132 ДОТ 132

ДОТ 132

Далее экскурсовод привела нас на площадку, где было выставлено много военной техники.

Линия Сталина. Линия Сталина.

Линия Сталина.

Можно было пройти еще на территорию за озером, где расположена авиатехника. Там представлены следующие экземпляры: СУ 25, МИГ-23, боевой вертолет МИ-24, известный как «вертушка».
Надо отметить, что озеро-искусственный водоем тоже появился здесь не случайно. В экспозицию музея включена понтонно-мостовая переправа, ведь как известно во время Великой-отечественной войны такие сооружения использовались очень часто.

Пантонно-мостовая перепарва Пантонно-мостовая перепарва

Пантонно-мостовая перепарва

Но сил у нас на осмотр другого берега озера уже не хватило, так как предстоял еще путь до Смоленска.
Перед уходом из музея мы все же решили попробовать себя в роли стрелков. Опытный военный заряжает орудия, готовит их и говорит, как нажать на курок. В общем-то ничего страшного. Если не считать стрельбы из противотанкового орудия.

Пулемет Максим Пулемет Максим

Пулемет Максим

Решился на выстрел из огромного орудия только мужчина, я же как отважный оператор решила это заснять на видео, пренебрегнув воплям: «Нина, закрой уши!». Надо сказать, что выстрел из этого орудия просто оглушителен, поэтому стреляющему дают специальные наушники, которые глушат ударю. Тем, кто стоит рядом, надо очень сильно заткнуть уши, иначе вообще можно оглохнуть. Ну а я то смелый (и глупый!) пингвин, точнее оператор. Как я буду снимать одной рукой, в общем я этот наказ проигнорировала.. А потом час отходила, так как звенело в ушах еще долго. И все ради этого:

Территория музея действительно огромная, за полтора часа мы смогли обойти только половину.

Как доехать до Музея Линия Сталина

Адрес: деревня Лошаны (Минский район), 6 километров от города Заславля в сторону Молодечно.
Важно! Если Вы едете из Минска, то в сам Заславль вам заезжать не надо!
Официальный сайт: www.stalin-line.by

Цены и отзывы на отели в Минске

Цены и отзывы на отели в Бресте