На обратном пути нашего путешествия из Беларуси в Москву, мы решили заехать в Смоленск, тем более никто из нас в этом городе еще не был, а если и был, то со школой в далеком детстве. Город оставил очень смешанные чувства, постараюсь обо всем подробнее рассказать в отзыве.

Смоленск

В сентябре мы совершили очень интересное и насыщенное путешествие в Беларусь (о чем подробно написали здесь ). Чтобы сократить длинную дорогу по М1 до Москвы, было решено остановиться на ночлег в Смоленске, а заодно и город посмотреть.
Заранее нами была забронирована гостиница Greenpark.

В город мы приехали, когда было уже темно, поэтому с поиском гостиницы возникли небольшие сложности: по навигатору мы заехали в жилой район, где о существовании гостиницы ничего не напоминало. Слава богу под рукой был интернет, благодаря которому мы нашли телефон администратора, который нам доходчиво объяснил в какие ворота стучаться. Апарт-отель был отличным, на нем долго останавливаться не буду, так как мы уже написали о Greenpark отдельный отзыв . Это идеальный вариант для тех, кто едет отдыхать с семьей на машине, так как в комплексе предлагаются достаточно большие апартаменты с кухней, это практически квартиры для проживания.

Апарт-отель Greenpark

На следующий день, хорошенько отдохнув и позавтракав, мы выдвинулись на осмотр Смоленска.
Не проехав и километра от гостиницы, нас сразу остановили сотрудники ГИБДД, возникшие на обочине непонятно откуда. Гаишники извивались как могли, завидев московские номера. Поняв, что танцы с бубном здесь не помогут, нарушений никаких не было, нас отпустили. Но осадочек неприятный остался, наложив значительный отпечаток на впечатление о городе.

От гостиницы до центра ехать минут 15, поэтому мы глядели по сторонам во все глаза. Несмотря на то, что погода не радовала солнцем, виды из окна открывались красивые, на древние строения и стены.

Смоленск

Подъезжая к историческому центру.

Части крепостной стены

Толщина крепостных стен по-настоящему впечатлила!

Толщина крепостной стены

Нашей целью было в первую очень осмотреть главный собор Смоленска- Свято-Успенский собор, и Смоленскую крепостную стену, на большее времени и сил не было.

Проехав по Соборной горке, мы оставили машину около Благовещенской церкви, и пешочком отправились к достопримечательностям, попутно оглядываясь.
Кстати, официальная стоянка, ближайшая к достопримечательностям Соборной горки, находится около памятника Кутузову.

Соборная горка

Соборная горка — это настоящее сосредоточение разных достопримечательностей. Здесь находятся несколько старых церквей и соборов: таких как Богоявленский (1787) собор, архиерейский дом (1770), Иоанно-Предтеченская церковь (1703-80). Ну и в довершение — Успенский собор (1677-1740), посещение которого является обязательным пунктом туристической программы в Смоленске.

Церкви Смоленска

Застройка в районе Соборной горки.

Соборная горка

Вот такие виды открываются сверху Соборной горки.

Виды Смоленска.

Виды Смоленска

Времени на осмотр всех этих достопримечательностей у нас было немного, поэтому мы спешили к главному собору.

Красавец-Успенский собор горделиво возвышался над городом своими изумрудно-голубыми стенами и маковками. С каждым шагом по великолепной лестнице, казалось, собор становился все выше и выше.

Смоленск. Свято-Успенский собор

История у этого собора очень длинная. Взять хотя бы тот факт, что первый собор на этом месте было построен князем Владимиром еще в 11 веке. Враги разрушали собор, а зодчие его снова восстанавливали. Тот вид, которым все любуются сегодня собор приобрел в конце века. Когда-то Собор славился своей чудодейственной иконой Смоленской Божьей Матери «Одигитрия», таинственно исчезнувшей в годы великой отечественной войны. Сейчас в соборе находится список этой иконы.
Об истории Свято-Успенского собора можно почитать здесь .

Мы осмотрели собор снаружи и изнутри (деревянные резные иконостасы просто великолепны)! Обойдя собор по периметру, мы наметили себе новые туристические цели. Вид от собора открывался великолепный!

Виды Смоленска

Часть Смоленской стены

Время шло и надо было спешить. Мы вернулись к нашей машине и отправились к улице Тимирязевская, туда, где остался самый большой фрагмент Смоленской крепостной стены.

Попутно ехали и любовались городом.

На улицах Смоленска

Пока мы катались по городу, остатки стен встречались очень часто.

Фрагмент крепостной стены

Когда-то эта стена была длинной 6,5 км с 38 башнями по периметру. Оно и понятно, ведь приграничное положение Смоленска заставляло правителей города быть постоянно в тонусе, защищаясь со всех сторон.
Начало строительства Крепостной стены относят к 1596 году, под руководством архитектора Федора Коня. Закладку стены лично курировал Борис Годунов.

Фрагмент крепостной стены Смоленска

Сегодня сохранилась лишь небольшая часть былого величия. Целостность стены была нарушена из-за войн, частично из-за развития города. В настоящее время можно увидеть 17 башен, то есть примерно половину, все они разбросаны по городу, за один раз их точно не осмотреть.

Смоленская крепостная стена

Юго-восточный участок, к которому собственно мы и приехали, включал в себя пролет между 5 башнями.

Со стороны Стена восхищала своей мощью и величием! Смотровые башни стены были разной формы, какие-то было квадратными, какие-то круглыми.

Какого же было наше удивление, когда у подножия одной из башен (Башни Орел) обнаружили вход наверх! При этом вход наверх никем не охранялся, что несколько настораживало.

Конечно же, мы как смелые туристы, полезли по лестнице наверх. Первое что бросилось в глаза — это огромное количество разного мусора прямо на лестниц. Пустые пластиковые и стеклянные бутылки валялись буквально везде. После чистой и ухоженной Беларуси, видеть такую грязь было невыносимо-стыдно и обидно за туризм в нашей стране. Как можно один из символов города содержать в такой грязи?

Мусор

Крепостная стена Смоленска

Мы поднялись на самый верх стены и по-настоящему оторопели от того вида который открывается сверху, забыв про мусор.

Виды, которые открываются со стен

При этом надо сказать, что находиться наверху может быть небезопасно, особенно если вы путешествуете с детьми, ведь никаких ограждений наверху нет, и можно запросто полететь вниз.

Гуляя по крепостным стенам

Находясь наверху, мы решили заглянуть в одну из башен. Нашему взору открылось печальное зрелище. Было видно, что не так давно здесь прошел пожар, перекрытия выгорели. И везде все тот же мусор, бутылки... Все это производило удручающее впечатление.

Внутри сгоревшей башни

Самое интересное, что в теплое воскресенье сентября около стены не было ни одного туриста кроме нас.

В общем, мы заскочили в машину, проехали еще немного по центру старого города, и помчались в Москву. Даже не пообедали!

Раньше я была уверена, что наибольшее количество церквей на квадратный метр города находится в Суздале. После посещения Смоленска, я в этом уже не уверена, так как церкви здесь буквально на каждом шагу.

Вознесенский монастырь

Последние объекты мы фотографировали уже из окна машины, проехать мимо было невозможно.

Смоленск. По пути домой

За тот неполный день, который мы провели в Смоленске чувства остались смешанные. С одной стороны, неподготовленным взглядом видно, что город однозначно требует вдумчивого осмотра, с экскурсоводом или просто с человеком, влюбленным в этот город. Мы же были переполнены впечатлениями от поездки в Белоруссию и не были готовы к суровой русской действительности, неотреставрированным памятникам, мусору, пыли разбросанности достопримечательностей по городу.
На вопрос, хотела бы я еще раз посетить Смоленск, я бы ответила скорее утвердительно, ведь здесь есть уникальные церкви домонгольского периода, музеи, усадьбы, пешеходные зоны в центре. В целом, посмотреть есть на что.

Кроме того, посещение Смоленска можно совместить с интересными поездкам по пригородам:

• усадьба композитора М.И. Глинки ( с. Новоспасское);
  • Комплекс «Теремок» (с. Талашкино);
  • Фленово.

Но это уже будет совсем другая история.

Бронирование и отзывы об отелях в Смоленске