Практически в центре Москвы, на Шаболовке, стоит древний Донской монастырь. Думаю, что все о нем слышали, но далеко не все видели. И зря.

С Донским монастырем связано много легенд и преданий. В его стенах побывали многочисленные известные истории личности, причем, многие не по своей воле. Да и некрополь на территории Донского монастыря тянет на целый рассказ. Заинтриговала? На самом деле я хочу рассказать удивительную историю, которая недавно произошла
со мной при посещении Донского монастыря.

Это был будний, летний солнечный день. Приехала к нам  в гости свекровь, и традиционно, один из дней был посвящен прогулкам и культурной программе в Москве. Мой благоверный отправился по делам на работу, а я обещала «маме» небольшой поход по святым местам, а именно к месту захоронения Матроны Московской на Даниловском кладбище. А потом планировала заскочить в Донской монастырь, все равно будем рядом.

Первую часть нашего путешествия долго описывать не стану. Несколько часов простояли в  очереди к могилке Матроны, пол минуты в часовне, «цветок кладешь - цветок берешь» (все строго по ритуалу). Все, миссия выполнена. Освященные и одухотворенные мы отправились дальше по маршруту.

От Даниловского кладбища до Донского монастыря всего несколько остановок на трамвае. Да и пройти мимо красных крепостных стен сложно.
Главное найти вход, потому что Донской монастырь достаточно большой, бежать по кругу прилично. Необходимо ориентироваться на высокую надвратную башню-колокольню. Высокие древние стены входа, возведенные в 16 веке, скорее напоминают крепость. Отчасти это так и есть, ведь здесь был один из рубежей для защиты территории Москвы от незваных гостей - татар.

Отправив маму погулять по главному собору, я отправилась исследовать древний некрополь, «Сен-Жерменское предместье Москвы», как его еще называют. Ну да, не совсем обычное занятие для молодой девушки, но что поделаешь.

Так как это был будний день, людей вокруг не было. Гробовая тишина…

И вот представьте, иду, немного боюсь и подпрыгиваю от внезапной фразы:
«А вот здесь стоят саркофаги грузинских князей»… Аааа! Спокойно!

Оказалось какой-то молодой мужчина, рассказывал собеседнику про необычный склеп под главным собором Монастыря.
«Вот, тебя то мне и не хватало, наверняка историк», - подумала я, развесив уши и мелкими шажками подбираясь к ним.
Прикинулась веником, хожу в зоне слышимости.

- Кстати, знаешь легенду о возникновении Донского монастыря?, - воскликнул историк, обращаясь к своему другу.

- Удивительные события произошли здесь в конце 16 века. На Москву идет хан Казы-Гирей. Перед самой битвой в Москву, в стан войска, привозят икону Донской Божией Матери. Естественно не самую обычную, а чудотворную. Вместе с войском молится вся Москва. И, о чудо, после непродолжительного сражения, татары увели войска, не стали осаждать город. В честь этого события на этом месте, между Тульской и Калужской дорогами, и был заложен монастырь. А если точнее, то на месте, где находилась походная церковь преподобного Сергея Радонежского, в которой располагалась Донская икона Божией матери. В 16 веке монастырь назывался «Пресвятой Богородицы, что в обозе». Такие дела, брат.» - как-то грустно закончил историк.

Стоило мне отвернуться, чтобы сфотографировать парочку объектов, как историк с другом пропали… Исчезли также быстро, как и появились. С учетом, что я в этот момент находилась на кладбище, холодок пробежал по коже.

«Пропали и ладно, пойду глазеть дальше», - подумала я. В голову сразу пришла гениальная мысль, что спать ночью надо больше, а то мало ли что.

Повернула в первый проход между могилами и врезалась спиной к спине в очень необычного человека. Сказать, что я испугалась, значит, ничего не сказать. Стоит передо мной средних лет мужчина, одетый во все черное с головы до ног, с черными волосами и темным лицом. И еще на кладбище! Хоть белый шарфик бы одел, зачем так людей пугать-то?
-Ой, простите, блею я.
-Аккуратнее надо, девушка! – ворчит мужчина, продолжая снимать на свою старенькую мыльницу странную могилку.

Плита, как плита, зачем он ее фотографирует не понятно.
Внезапно он заговорил.
- Знаете, чей это склеп? – немножко резко, по - стариковски ворчливо, спросил он, показывая на могилу, которую я разглядывала в этот момент. Я подлетала еще раз и еще раз поблагодарила свое сердце, что оно все еще бьется.
- Нет,- смущаюсь я. - Расскажите, пожалуйста, если знаете.
- Это склеп князя Голицына, владельца усадьбы Узкое в Ясенево. Когда–то, вокруг этой могилы было захоронено много людей из знатного рода Голицыных. Но их могилкам не повезло. Во времена советской власти все неинтересные надгробия снесли, порой даже не проводя эксгумации. Кто знает, может мы ходим по их косточкам.
- Да уж, - ответила я, поежившись.

Какого лешего он меня пугает, кто он, и зачем вообще я сюда повернула?.
- А вот это надгробие в виде куба видите? – не унимался «черный человек». - Это масонское надгробие, привезенное с кладбища при Андронниковском монастыре, означающее жизнь в вечности.
Вообще тут очень много захоронений масонов. Видите лучезарную дельта на кресте? Это древний символ, однако. Здесь даже на одном из храмов есть этот треугольник. Может лучезарная дельта, а может и всевидящее око – древний христианский символ.
На другом конце кладбища можно увидеть странное надгробие поручику Баскакову, умершему в 1794 году, в виде обрубленного дерева.   Ушел одаренный муж, последний в роду, и нет уже дальше жизни. Засохло дерево. Символы, кругом символы… -  приговаривал «Черный человек».

- Простите, а Вы, наверное, историк? – наивно спрашиваю я, как пионерка из детского мультика.
- ДА КАКАЯ К ЧЕРТУ РАЗНИЦАИ? МЫ С ВАМИ О ТАКОМ РАЗГОВАРИВАЕМ!!!! – внезапно закричал он. Его глаза почернели, и сам он стал как бы немного выше ростом. К счастью, быстро остыл и, «уменьшившись», продолжил.
- Простите, если напугал. Я смотритель здесь.

Дядя, видать, не первую меня довел до полуобморочного состояния. Бежать бесполезно, кричать тоже, поэтому я решила замереть и молчать. Мелькнула мысль, что странно, что смотритель ранее не нашел времени, чтобы сфоткать плиты. Или только сегодня напугал кого-то до смерти и присвоил себе фотоаппарат?

- Тяжело иногда бывает… судьбы, люди, боль, страдания. А ведь столько лет прошло с тех пор, как основная масса была здесь захоронена.
Кстати, видите вон то надгробие, недалеко от обрубленного дерева, внешне напоминающее осиновый кол, вбитый в землю? Это могила Салтычихи. Опять, небось, не знаетеИ?
- Знаю, знаю, - быстро оправдываюсь, пока черный человек не вышел из себя.
Собеседник мой продолжал, казалось, не обращая уже на меня никакого внимания. Странный тип.

Вот здесь я уже реально подумала о спасении. Оглядываюсь по сторонам: кроме меня и «черного человека» никого. Тишина, яркое солнце, заливающее светом молчаливые надгробия. И этот мужик со своим черным лицом выглядит еще страшнее.

Приплыли… а у меня даже пилочки для ногтей нет, не то, что средств защиты. Ладно, буду делать вид, что каждый день гуляю по таким местам, встречаю мужиков еще пострашнее и совершенно спокойно к этому отношусь.
- Спасибо вам за интересный рассказ, - деловито говорю я.
- Как, куда же вы? Я же вам еще и половины интересных историй не рассказал!! – воскликнул мой собеседник.
- Нет, нет, спасибо, меня ждут, -  кричу уже набегу.

Повернув за угол и стараясь не попадаться на глаза странному человеку, перевожу дух. Вот так всегда в фильмах ужасов начинаются разворачиваться события: «я вам еще не рассказал», «я вас еще не проводил». Спасибо, я не Красная шапочка. Лучше быть неучем, но живой и красивой.

Собравшись с силами, иду к стене Донского монастыря, где расположены прекрасные мраморные горельефы с Храма Христа спасителя. Здесь была совсем другая атмосфера: свет, радость и божественность. И никаких черных дядек, умных исчезающих ботанов. Никого!

Прокручиваю в голове мысли о том, что Донской монастырь этот существовал с конца 16 века. Сколько же здесь произошло за это время разных событий: ограбления и разорения, на территории монастыря до 1925 года в заточении жил Патриарх Тихон, гонимый большевиками. После революции монастырь был закрыт, в 20-х годах XX века. Осталось только несколько действующих храмов, да и то ненадолго.

После закрытия Донского монастыря на его территории размещался Антирелигиозный музей, потом музей архитектуры Академии архитектуры СССР, а с 1964 — филиал научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева.
Хоть не взорвали, и на том спасибо.

На его территорию свозились архитектурные фрагменты уничтоженных зданий (в т. ч. горельефы взорванного Храма Христа Спасителя). Монастырь вновь был открыт в 1990 году.

Внезапно на кладбище появилось много людей: студенты, бородатый фотограф, историк с другом появились. Я отвлеклась от мыслей, выдохнула, что историк все-таки был, а не привиделся. Жизнь пошла своим чередом.

Погуляв еще немного по некрополю, мне удалось запечатлеть немало прекрасных и одновременно грустных надгробий.

Свою спутницу я увидела сидящей на скамейке на территории монастыря.
- Как же здесь здорово, - воскликнула она. - Прекрасное, тихое, спокойное место!
Ага, знала бы она, что даже в этом прекрасном тихом месте я смогла найти приключения на свою пятую точку. Но лучше промолчу. А то нажалуется благоверному и запрут меня дома, буду рассматривать Яндекс картинки.

- А пойдемте в монастырскую трапезную и съедим свежих пирожков с чаем!

А про себя подумала, что мне бы не помешало 50 гр коньяка с лимоном.
За едой все странные приключения как-то забылись, и мы продолжили нашу прогулку по солнечной Москве.
Вот такая вот история.

Как найти Донской монастырь: Москва, м. Шаболовская, Донская пл., 1

Просмотреть увеличенную карту