//
Сейчас Вы читаете..

Барселона

Барселона за 2 дня. Часть 2: маршрут по следам Антонио Гауди.

1 День| 2 День| Отели БарселоныШоппингОтзывы об Испании|

Второй день в Барселоне, как и планировали, мы провели в окружении архитектурного наследия Гауди.

Антонио Гауди — самый известный архитектор Барселоны, почитаемый и гениальный представитель модернистского движения XX века.

Во всем мире творения Гауди были высоко оценены, ему подражали, его критиковали, но, тем не менее,  13 архитектурных шедевров, находящихся сейчас в Барселоне, притягивают в город миллионы туристов. Можно сказать, что сказочные домики Гауди — это своеобразная приманка Барселоны, ее визитная карточка.
Для того, чтобы маршрут по следам Гауди получился более интересный, в начале путешествия по Каталонии мы съездили в город Реус. Этот милый городок примечателен тем, что великий архитектор здесь родился. Но самая важная достопримечательность города — Центр Гауди. Это самый современный испанский музей, оснащённый автоматическим аудиогидом, видеоматериалами, «живыми» инсталляциями и даже кинотеатром. Благодаря посещению этого центра нам удалось понять, в чем же состоял гений Гауди, какие он сделал архитектурные открытия, и сложить в голове картину о модернистах и их идее.

Собор Саграда Фамилия (Святого Семейства)

Маршрут модернизма в Барселоне мы начали с осмотра знаменитого Собора Саграда Фамилия (или Собор Святого семейства). К Собору лучше прийти утром, к самому открытию (не позже 10 утра). Именно в это время солнце падает на западный фасад Собора, построенный Гауди, что позволяет сделать чудесные фотографии. Кроме того, в Соборе Святого Семейства еще нет больших толп людей, потому что туристов с побережья еще не успевают к этому времени привезти.

Доехать до Собора можно на туристическом экскурсионном автобусе или на метро до одноименной станции (Sagrada Familia, фиолетовая ветка L2).

Саграда фамилия

Саграда фамилия

Не удивляйтесь на улицах Барселоны, а тем более у стен Саграды Фамилии, большому количеству туристов из Японии —  они ярые фанаты творчества Гауди. После смерти Гауди Барселону посетил японский скульптор Кендзи Имаи, который настолько был поражен архитектурой гения, а особенно Собором Саграда Фамилия, что выстроил похожий в Нагасаки. Японцы впечатлились, и с тех пор от недостатка туристов из далекой страны Барселона не страдает.

 

Вход с Саграду Фамилия для организованных групп находится со стороны западного фасада, а для туристов-одиночек, с восточного. К открытию в 9 утра очередь за билетами была маленькая, не больше 20 человек, так что внутрь мы попали довольно быстро. Стоимость билета 13 евро, а с русскоязычным аудиогидом — 17 евро.

График работы Саграды Фамилия смотрите на официальном сайте: http://www.sagradafamilia.cat/sf-eng/index.php

Помимо билета в Собор, мы купили еще билет за 3 евро на лифт, который поднимает наверх одной из башен Собора.

Как известно, Саграды Фамилия была проектом всей жизни Гауди, но закончить строительство шедевра ему было не суждено. Архитектор трагически погиб, попав под трамвай, а оставшиеся чертежи сгорели при пожаре. Именно поэтому только западный фасад Саграды Фамилии включен в список наследия ЮНЕСКО в качестве творения самого Гауди.

Саграда Фамилия, фрагмент фасада

Саграда Фамилия, фрагмент фасада

Строительство Собора началось в 1882 году во имя искупления разрушенных революционных идеалов. Отцом проекта стал книготорговец Бокабелья.  Движимой верой и энтузиастом, он основал Общество почитателей Св. Иосифа, купил участок земли под строительство и пригласил в качестве архитектора Ф. Де Паула-Виллара. Изначально Собор не планировался таких масштабов, потому что архитектор хотел построить маленькую церковь в неоготическом стиле. Но через 2 года после начала строительства архитектор поссорился с заказчиком, и на арене появился Антонио Гауди, который изменил ход и масштаб стройки. Гений был очень духовным и набожным человеком, поэтому не удивительно, что строительство Собора стало главным делом жизни.

Он организовал мастерскую на территории стройки, здесь же и жил. А после окончания проекта «Парк Гуэль» в 1911 г. Гауди поклялся не заниматься больше светской архитектурой и посвятить всего себя Саграде. Гауди сдержал обещание и занимался только собором вплоть до гибели в 1926 году. Как я уже писала, его сбил трамвай.  Гауди долго пролежал на земле, а прохожие думали, что это бомж. Через 2 дня он умер в больнице не узнанным, потому что вел затворнический образ жизни. Ну а когда о гибели Гауди стало известно Барселоне, то каталонцы в огромном количестве пришли на его похороны и сильно скорбили.

 

 

 

За столько лет Собор все еще остается недостроенным. Это  обусловлено тем, что стройка ведется на деньги населения через пожертвования, как и так завещал Гауди.

После смерти Гауди и долгих споров, должен ли Собор остаться недостроенным в память о нелепой кончине автора, или должен ли это быть труд нескольких поколений, работы все-таки возобновились.

Архитектором, продолжившим путь Гауди, был выбран Субирач. Ему принадлежит авторство восточного фасада Саграды, который называется фасадом Страстей. На мой взгляд, эта работа совершенно не дотягивает до уровня Гауди, потому что гений уделял внимание каждой мелочи и детали. Говорят, что Гауди даже делал слепки с мертвых детей, чтобы добиться натуральности.

Сейчас Собор Святого семейства венчают 8 шпилей, уходящих в небо на 100 с лишнем метров. Гауди задумывал 12 шпилей, каждый из которых будет посвящен апостолу. А над главным фасадом он хотел возвести 180 метровую башню с Христом на трансепте в окружении еще 4-х более мелких башен, символизирующих евангелистов.

На лифте можно подняться на одну из башен, но спускаться придется пешком. А если вы хотите и вверх идти самостоятельно, то готовьте ноги к 400 ступенькам по винтовой лестнице.

 

Многие из моих знакомых, которые были в Барселоне, решили не заходить внутрь Саграды Фамилии, испугавшись длинной очереди. И очень зря.

Кстати, избежать очереди можно, если приехать к открытию, это очень важно учесть при планировании маршрута по Барселоне.

Собор Святого семейства , внутреннее убранство

Собор Святого семейства , внутреннее убранство

Внутреннее убранство не походе ни на один другой Собор, у меня было ощущение, что я попала в лес. Колонны Саграды Фамилии очень похожи на стволы деревьев, которые врастают в своды и распускаются цветами по потолку. Это действительно красиво и необычно.
http://www.youtube.com/watch?v=FWgnJnrnK9o

А яркие витражи пропускают в Собор свет, как будто через листву деревьев, от чего ощущение присутствия в лесу еще больше усиливается.

Витражи Саграда Фамилия

Витражи Саграда Фамилия

Недалеко от Саграды Фамилии находится остановка Open city tour, к которой мы и поспешили, чтобы продолжить маршрут по следам Антонио Гауди. Чтобы найти остановку, надо вернуться к входу для одиночных туристов и пройти 100 метров через реденький парк. В целом, остановку вы увидите, потому что яркие автобусы не скрыть даже за листвой деревьев.

Парк Гуэль

Следующим пунктом нашей программы было запланировано посещение парка Гуэль. Это еще одно знаменитое творение Антонио Гауди, вошедшее в список наследия Юнеско. Если не хотите идти 10 минут в гору, то не стоит ехать к парку на экскурсионном автобусе open tour. Лучше садитесь на метро до станции Lesseps (зеленая ветка L3), а оттуда пересаживайтесь на 116 автобус, который довезет прямо до входа в парк Гуэль. Либо с площади Каталонии до входа в парк вас довезет автобус №24.

Парк открыт каждый день в летнее время до 8 вечера, вход бесплатный.

Давайте обратимся к истории возникновения этого чудесного парка в Барселоне.

На рубеже XX века Испанию ударил кризис, который заставил предпринимателей искать сферы для вложения денег. Промышленность приходила в упадок, колониальные рынки уплывали из рук, поэтому  текстильный магнат Гуэль и решил заняться девелопментом. Он купил большую территорию в 15 га под строительство частного элитного жилого комплекса. Гуэль очень хотел превратить лысую гору Пеладу в место, в пышущее средиземноморской растительностью, сады, среди которых будут построены комфортабельные коттеджи, площадки для отдыха, проложены живописные дороги. Данный участок Барселоны был выбран не случайно. Гуэлю он напоминал древнегреческий город Дельфы, где устраивались состязания поэтов в честь бога Апполона. Легенда гласит, что у подножья горы Парнас стоял доисторический храм Апполона, где под камнем омфалосом бог закопал дракона Пифона, превратив его в стража подземных вод. А потом эти воды выходили в качестве термальных источников.

Цель Гуэля состояла в соединении эллинистической культуры, каталонского духа и христианской веры.

Воплотить все задумки Гуэль пригласил своего друга Антонио Гауди, которому он покровительствовал последние 20 лет, веря в его талант. В концепции проекта «город-сад» Гуэль искал пути возвращения к природе и здоровому образу жизни из нездорового индустриального города. Поселок планировался по английской манере, именно поэтому на входе написано «Park”.

Работы начались в 1900 году, а с 1906 года сам Гауди поселился здесь.

Антонио Гауди преобразил почти 15 га земли на Лысой горе, которая отличается неровностью и скалистостью, спроектировал всю систему инженерных коммуникаций и разделил земли на 60 участков с садом, распланировал площади и улицы.

Вход в парк венчают два пряничных домика, которые задумывались в качестве привратницкой и дома привратника.

Купол этого домика чем-то напоминает мухомор, а если приглядеться, то белые крапинки его шляпки превращаются в перевернутые чашки.

Для облицовки элементов сложной формы Гауди использовал технику «тренкадис» — мозаика из битой керамической плитки.

Большой интерес представляет центральная лестница около входа в парк, которая ведет к гипостильному залу. Это единственный пример в творчестве Гауди, когда он использует классические формы для колонн, и именно здесь прослеживается идея эллинизма. По задумке архитектора, здесь должен был быть рынок, а на крыше, обрамленной знаменитой волнообразной лестницей, площадь для жителей чудесного «города-сада».

Знаменитую волнообразную лавочку сделал помощник гения — Хосе Мария, и она получилась с ярким рисунком в стиле Кандинского.

За красотой и игрушечностью данного строения кроется глубокая архитектурная задумка. Скамья построена для того, чтобы служить желобом для сбора дождевой воды, поступающей по колоннам в цистерну под гипостильным залом. Такую воду потом предполагалось использовать для полива. Если вы посетите Центр Гауди в городе Реус, то увидите там живую инсталляцию этой системы, сможете увидеть весь процесс сбора воды.

Кроме гипостильного зала об эллинизме напоминают дракон, который извергает воду из цистерны, треножник и источник с водой (помните легенду?). А христианство присутствует в парке Гуэль в виде Голгофы, часовни дома Гуэль, крестами на павильонах у входа.

Согласитесь, что  Антонио Гауди виртуозно удалось воплотить идею заказчика, придерживаясь своего стиля, да еще и не забыть о функциональности. Гений…

Поднимаясь по лестнице, не пропустите символ парка — цветную саламандру очень дружелюбного вида, хотя раньше она имела страшные зубы. Ее популярность делает фотографирование практически невозможным, потому что японцы и англичане тусуются около нее стаями.

С верхней террасы открывается отличный вид на город.

 

Для облагораживания неровной территории Гауди придумал и построил виадуки.

Эти сооружения поддерживались кирпичными колоннами, облицованные камнем, который добывали при строительстве.

Гауди занимался также облагораживанием парка, разнообразив флору новыми видами деревьев (рожковое дерево, пальмами и т.д.).

Справа от центральной террасы парка Гуэль построен еще один пряничный домик. Это шале было сооружено в качестве примера, какой дом можно построить на купленном в парке участке. А чтобы дом не пустовал, Гауди поселился в нем с 1906 года.

В настоящее время здесь открыт музей дома Гауди, вход стоит 5,5 евро.

Экспозиция музея гордится мебелью, спроектированной по чертежам самого Антонио Гауди.

Конечно, своеобразные творения. Мне сложно представить, как можно существовать в таких интерьерах, особенно сидеть на таких стульях.

А вот эта спальня реально повергла в шок, слишком она грубая, напоминает нависающие мощные дубы. Наверное, в сказке про Машу и медведей у главного мишки должна быть именно такая спальня.

 

Но несмотря на всю красоту и идеальность, парк проект «города-парка» провалился. Гуэль выдвигал очень жесткие требования при продаже участков, а удаленность от жизни города позволили продать только три дома.

В 1923 году парк Гуэль был приобретен муниципалитетом Барселоны, а с 1969 года стал культурным памятником. С 1984 года парк Гуэль относится к памятнику Всемирно-культурного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэль оставил одно из самых ярких впечатлений от Барселоны, потому что что-то даже отдаленно похожее сложно найти. Парк действительно будоражит воображение и создает ощущения сказки.

Дом Мила (Педреро)

Для экономии времени второго дня в Барселоне от парка до Диагонали мы поехали такси за 7 евро (если ехать на метро, то это станция Diagonal). Проспект Диагональ должен был стать предпоследней точкой маршрута по модернистской Барселоне. Мы вышли около дома Мила (или Ла Педреро) и пошли прямо до площади Каталонии.

Diagonal to Catalonia

Diagonal to Catalonia

Дом Мила, наверное, самое популярное строение Гауди после Саграды Фамилии и парка Гуэль. В любом буклете вы увидите фотографию волнообразного дома.

 

Гауди снова использовал природные линии при проектировании этого дома, то ли морские волны будоражили создание архитектора, то ли гора Монтсеррат навеяла такую причудливую форму. Интересны балконы со свисающими железными конструкциями, чем — то напоминающими пещеры.

Дом Мила стал последней работой Гауди в сфере гражданской архитектуры, да и то не была завершена до конца.  Волнообразное строение называется в честь заказчика Пере Мила, который нанял самого дорого архитектора для строительства своего дома. Между заказчиком и исполнителем возникли разногласия по поводу дома. Например, Гауди хотел установить фигуру Богородицы высотой 4,5 места, а Мила был категорически против. Накал разногласий не позволил архитектору завершить проект, что не помешало творению стать известным доходным домом. Жители Барселоны прозвали этот дом «Педрера», что означает каменоломня.

Помимо необычного внешнего вида, дом Мила — это прорыв в архитектуре гражданских зданий. Гауди удалось предопределить концепцию архитектора Ле Корбюзье, который гораздо позже придумал помещения со свободной планировкой, где перенос стены не влияет на прочность дома.

В отличие от известных домов Калвет и Батльо, конструкция Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах. Это позволяет отказаться от необходимости несущего фасада и организовать большие проемы для проникновения солнечного света и воздуха.

Используя опорные столбы, Гауди спроектировал каждый из 9-ти этажей дома под различные нужды. В подвале появился первый подземный гараж в Барселоне, на нижнем этаже торговые помещения, выше офисы. Хозяйские хоромы занимали весь первый этаж, а следующие четыре сдавались в аренду. Чердак, конечно, был отведен под прачечную.

Внутренний двор дома круглый, а снаружи и не скажешь.

В музей дома Мила мы не пошли, потому что стояла огромная очередь, а время стремительно бежало вперед.

Идем дальше по намеченному маршруту, по проспекту Диагональ, и через 5 минут на противоположной стороне выглянули домики еще причудливей, чем Мила.

Этот квартал барселонцы называют «квартал раздора», так как дома словно соревнуются за первенство в своей красоте и необычности.

Дом Батльо

Но больше всего наше внимание привлек дом Батльо, в котором открыт музей.

Вход в музей стоит 18 евро, в стоимость включен русскоговорящий аудио гид. Дом находится в частном владении и содержится на деньги, полученные от посетителей музея.

Заказчиком дома был очередной богатый промышленник, нанявший Гауди для переделки уже построенного здания. Примечательно, что для данного проекта не было чертежей и макетов.

Архитектор изменил фасад и немного расширил двор-колодец, обустроил внутреннее пространство. И, конечно, как всегда, уделил особое внимание свету и вентиляции помещений.  Идея маэстро состояла в том, чтобы дом был уютный для жизни, светлый и хорошо проветриваемый, без прямых линий и углов. Сказано — сделано.

Фасад дома щедро украшен мозаикой, размещением которой руководил сам Гауди, стоя на улице. Если присмотреться, то можно заметить, что рисунок фасада отдаленно напоминает картины с кувшинками импрессиониста Клода Моне.

Крыша дома будоражит сознание и напоминает чешую дракона, а сам фасад у каждого вызывает различные ассоциации. Барселонцы прозвали дом Батльо «зевающим домом» или «дом костей», т.к балки очень их напоминают. Лично мне балконы напомнили маскарадные маски.

Самая неординарная версия мотивов создания дома, на мой взгляд, это изображение крыши в виде чудовища, балконов его жертвами, а покровителя Каталонии Св. Георгия убийцей врага. Сравнение с Масками мне больше нравится.

Посещение дома Батльо — это проникновение в закулисье творчества Гауди, где можно увидеть его дизайнерские и архитектурные решения для организации жизненного пространства.

При входе вас ждет винтовая лестница, которая приведет в помещение с уникальным камином, вписанным в помещение в форме гриба.

Здесь же располагается кабинет Батльо.

Особенно туристов привлекают многочисленные и большие окна дома, украшенные яркими витражами.

Осматривая помещения один за одним, мы поднялись на чердак. Здесь Гауди придумал инновационную систему вентиляции, помещение для сбора дождевой воды, систему освещения оранжерей. Помимо технического обеспечения дома данная конструкция позволила организовать довольно качественную прачечную комнату, сушилки для белья.

А апогеем экскурсии по дому Батльо является посещение крыши. Гауди удалось превратить страшные дымоходы в произведение искусства и место, где приятно проводить время.

После экскурсии по дому Батльо мы поспешили в сторону площади Каталонии, потому что очень хотелось потратить деньги в магазинах.

На площади есть два торговых центра и отдельно стоящие всякие Массимо Дути, Зара и т.д. Разбежавшись на охоту за шмотками, мы договорились встретиться в 15-00. Если честно, то после аутлета La Roka Village, мы немного разочаровались, но зато сохранились деньги 🙂 Т.е за час напасть на что-то стоящее не получилось.

Ну и на десерт, мы оставили прогулку по элитному району Эшампле.

Эшампле

Данный район Барселоны вырос за пределами площади Каталонии, когда готический квартал перестал вмещать в себя горожан. В 50-х годах ХIX администрация города провела конкурс на строительство нового района Барселоны. Победителем стал Ильдефонс Серда-и-Суньер, который и придумал геометрическую планировку, которая сохранилась и по сей день. Если смотреть на карту Барселоны, то Эшампле кардинально отличается от витиеватых старых районов, здесь все четко — одинаковые прямоугольные дома, прямые улицы, пересекающиеся с широкими угловыми бульварами.

Эшампле очень быстро превратился в модный район для проживания барселонских буржуа. Обеспеченные люди с удовольствием меняли свои тестные жилища на хоромы. Вслед за деньгами сюда пришли и модернисты того времени, которые начали активно украшать дома богатых людей. Так и сложился элитный жилой район Барселоны.

После шумной площади Каталонии и Ла Рамблы улицы Эшампле поражают умиротворяющей тишиной и величием. Кстати, если думаете, в каком районы Барселоны жить, то рекомендую именно Эшампле.

А тем временем мы уже дошли до площади Титуан (Tituan). Справа виднелась Триумфальная арка, а прямо, через круговое движение, наша остановка автобуса из Барселоны в Салоу.

 

Загрузились в автобус, прощальный взгляд на Барселону… и вот мы мчимся по трассе и подводим итоги. Мы точно молодцы — многое успели увидеть! Эх, жаль только, что не удалось попасть в музей Пикассо и дворец Гуэль. Но, традиционно, это повод вернуться в Барселону.

Отели в Барселоне

 


Комментарии:

Discussion

No comments yet.

Post a Comment

Мы в одноклассниках!

Рубрики